Наш собеседник – Светлана Захарова — прима-балерина Большого театра, этуаль театра «Ла Скала».
Эта беседа состоялась в конце прошлого сезона. В связи с большой занятостью балерины, выход интервью откладывался, а когда все было готово, решили опубликовать, приурочив к прошлогодним премьерам: балетам «Нуреев» Юрия Посохова и «Анна Каренина» Джона Ноймаера.
ИШ: Светлана, добрый день. Чем запомнился вам прошлый сезон? У вас было две премьеры – «Анна Каренина» и «Нуреев». Расскажите об этих спектаклях.
СЗ: Здравствуйте, Ирина. Очень рада снова встретиться с вами. Это две новые большие работы. В «Нурееве», правда, у меня был только один монолог, но в этом и сложность. Когда танцуешь большой трехчасовой спектакль, есть время раскрыться, возможность полностью погрузиться в образ. А в монологе у меня было каких-то 6-7 минут. И настроиться на короткое соло оказалось сложнее.
Мой номер называется «Письмо дивы». На самом деле это два письма: от Натальи Макаровой и Аллы Осипенко. Задача не только станцевать красиво хореографию, но прежде всего передать глубину души, настроение характера, страданий и переживаний этих великих балерин, которые в своих письмах обращаются к Рудику.
Когда Юрий Посохов ставил свою хореографию, текстов писем еще не было, а была только прекрасная музыка. И мы отталкивалась от нее. А потом, когда актер начал читать письма, мне вдруг показалось, что по движению, динамике не совсем совпадает с тем, как Серебренников сопоставил тексты с музыкой. И за несколько дней до премьеры мне с актером, который читает тексты в спектакле, надо было обо всем договориться – где он делает паузу, когда начинает читать новое письмо… Сложность заключалась в том, что помимо музыки звучит голос актера, и я не могла для себя решить, от чего должна строить свои эмоции – от музыки или от текста и голоса.
Как вы помните, обстановка вокруг премьеры «Нуреева» была накалена – все ждали чего-то особенного. И все артисты, конечно, излишне волновались. Было важно, чтобы все получилось так, как задумано хореографом. Ответственность на нас лежала большая.
Второй блок показа балета «Нуреев» для меня прошел спокойнее: хореография, текст и музыка стали едины – я поняла, какой должна быть, проживала и пропускала через себя каждое мгновение .
ИШ: Письма на самом деле написаны Макаровой и Осипенко?
СЗ: Да.
ИШ: А потом была «Анна Каренина»…
СЗ: Да, затем началась большая и очень интересная работа над балетом «Анна Каренина» в постановке Джона Ноймайера. Я люблю работать с командой этого замечательного хореографа. У него потрясающие ассистенты, которых я прекрасно знаю: с Эдвином Ревазовым и Иваном Урбаном я раньше танцевала. Работа началась, но не сразу я увлеклась тем, что мне предстояло исполнять. Это было так странно, даже элементарные движения не хотели стать моими – было ощущение чего-то чужого. Какое-то время шла внутренняя борьба, несогласие. Потом, когда хореографический текст был более-менее выучен, началась работа над образом. А когда приехал Джон, все преобразилось. Все стало совершенно другим, понятным и естественным.
Но все же работали много. Джон мог целый час отрабатывать со мной сцену, которая длится полторы минуты. Он добивался подробных, тонких моментов, ему хотелось, чтобы все было естественно, чтобы каждое движение и эмоция были моими. Поэтому мог повторять: «нет, еще раз, нет, еще раз, нет, еще раз», и мне это «еще раз» потом ночью снилось (смеется). Но мы послушно повторяли и повторяли, пока не получится должный результат. Да, это Джон, по-другому с ним не пройдет. Этот спектакль для меня стал дорогим и одним из любимых, после «Дамы с камелиями».
ИШ: Неужели?
СЗ: Да. Но это другой спектакль и совершенно другой Джон. Хореография, музыка, настроение, пластика в спектакле: как будто два разных человека ставили. Но оба спектакля очень глубокие, очень насыщенные эмоционально, очень чувственные. Как все, что делает Джон.
ИШ: Про «Даму» и говорить нечего – это абсолютно ваш спектакль.
СЗ: В этом году было важное событие, связанное с этим балетом – мы показали «Даму с камелиями» в Новосибирске, в рамках Транссибирского арт-фестиваля Вадима Репина. Почему важное? Потому что этот спектакль с момента постановки в Большом театре ни разу не покидал стены театра. В России его можно и сегодня увидеть только в Москве. Сибирская публика принимала очень горячо! Был полный аншлаг, что очень приятно.
Когда встал вопрос, что показать в Новосибирске, для меня было сразу очевидно: «Даму с камелиями». Во-первых, я люблю этот спектакль, во-вторых, в новосибирском театре идет такой большой репертуар, все те же «Лебединое», «Баядерка», «Жизель», «Спартак», и многое другое, труппа хорошая, солисты замечательные, зачем устраивать соревнования? Мне просто хотелось чем-то публику удивить, показать спектакль, который они не видели, сделать им приятное. И Вадим меня поддержал. Все получилось отлично: в Новосибирск прилетел огромный состав Большого театра: балет, оркестр, постановочная часть – больше двухсот человек, которые создали большой праздник.
ИШ: А что еще интересного было в течение года? О чем хотелось бы рассказать?
СЗ: Был ответственный для меня момент – гастроли с моим сольным проектом «Аморе» в Лондоне, в театре Колизей. Первый раз я приехала в эту страну со своим сольным проектом. Я часто там гастролировала с Мариинским и Большим театрами, танцевала в труппе Английского Национального балета как гость, принимала участие в концертах, но никогда не приезжала с сольной программой.
Наши три представления были полностью распроданы, а Колизей – это огромный зал на 2,5 тысячи мест. Публика принимала «Аморе» восторженно. Была хорошая критика. После Лондона мы успешно выступили с «Аморе» на фестивале «Дягелев. P.S.» в Санкт-Петербурге, тоже очень значимом для меня городе. Потом «Аморе» с огромным успехом мы показали в Токио, Софии, Переладе. И везде был «sold out». Что очень важно для меня.
ИШ: Еще будет возможность его увидеть? Я знаю, что уже работаете над другой программой?
СЗ: Да, у зрителей еще будет возможность увидеть этот проект. Я его пока не оставляю. Многие интересуются проектом и продолжают с ним приглашать. В ноябре везем его в Пекин, в феврале – в Болонью. Что касается нового, да, мы уже начали над ним работать. Прошли первые репетиции.
ИШ: Вы принимали участие в юбилейном вечере Академии русского балета имени А.Я.Вагановой в Большом театре. Как прошел для вас этот вечер?
СЗ: Удивительный был вечер! Замечательная атмосфера. Я танцевала «Пахиту» вместе с учениками академии. Прекрасные дети, отлично справляются с поставленными задачами. Я прекрасно себя чувствовала и танцевала с удовольствием.
ИШ: Света, и у вас есть ваш, думаю, самый любимый проект – ежегодный фестиваль танца «Светлана».
СЗ: Да, в этом году мы отмечаем пятилетний юбилей. Готовим грандиозное представление. Наш фестиваль не похож ни на один из проводимых в России. Участие в нем – уже победа, огромный опыт для талантливых детей и коллективов.
ИШ: Как дети становятся участниками вашего фестиваля?
СЗ: На сайт нам присылают записи, мы выбираем понравившиеся нам коллективы по уровню исполнения. С каждым годом все труднее отбирать, заявок становится все больше. В этом году их было около ста. И это еще не предел. Все те коллективы, которые прошли в финал, но не попали на фестиваль в этом году, мы обязательно пригласим в следующем. А тех, кто приедет в этом, я поздравляю!
ИШ: Когда вы ждете этот фестиваль, готовитесь к нему, какие эмоции вы ожидаете получить?
СЗ: Фестиваль полностью благотворительный. Все участники получают возможность выступить в Москве, в концертном зале Россия. Все – приезд, проживание и питание участников – фестиваль берет на себя. Изначальная идея – показать самые лучшие детские коллективы России. К нему мы готовимся на протяжении всего года: придумываем историю, о которой хотим рассказать, каждый раз она новая. К каждому танцевальному номеру рисуется потрясающая графика, снимаем ролики, учим песни – у нас же еще и поют дети, – придумываем оформление сцены. Работают большие команды профессионалов, каждый в своем направлении. И когда приезжают дети, все собирается в единое целое, начинаются репетиции, вот тут мое сердце уже начинает сильно стучать. Но самое яркое чувство, когда идет концерт. Какие потрясающие коллективы в нашей стране! Феноменальные дети, талантливые, красивые. Низкий поклон их педагогам и родителям, которые смогли научить и воспитать маленьких профессионалов. И, конечно, спасибо детям за их улыбки (улыбается). А зрителям – за их поддержку. В конце мы все вместе поем гимн фестиваля, и после этого я чувствую большое опустошение.
ИШ: И удовлетворение …
СЗ: Абсолютно. Какая энергетика идет от четырехтысячного зрительного зала и в то же время со сцены – это феноменально! Дети счастливы! Потому что многим из них в подарок достанутся путевки в потрясающий лагерь Артек.
А потом они мне оттуда присылают видеопослание. Это так приятно!
ИШ: А дочка ваша участвует?
СЗ: Да, она несколько лет является ведущей концерта.
ИШ: А сколько дочке лет? Она не боится сцены?
СЗ: Ей семь с половиной лет. На сцене держится хорошо, не теряется. Справилась отлично. Я гордилась ей, и не потому что это моя дочь, а потому что профессионально отработала поставленные задачи. К фестивалю она готовилась: много занималась с педагогами – училась петь, произносить текст с интонацией, снималась в роликах. Анюта молодец!
ИШ: Поздравляю!
СЗ: Спасибо.
ИШ: А она танцует?
СЗ: Она занимается художественной гимнастикой и уже выступает на соревнованиях.
ИШ: Какие планы на сезон 2018/2019?
СЗ: Сейчас в Ла Скала станцую балет «Манон», и сразу улетаю в Корею. Буду танцевать в Сеуле, с Universal ballet «Баядерку». Потом тот же спектакль в Софии. И сразу улетаю в Пекин с «Аморе». Это график на ближайшее время. Конечно же, будут и спектакли в Большом. В мае планирую показать премьеру моего нового проекта в Италии, а в конце июня – уже в Большом.
Еще одно очень важное для меня событие – юбилей моего замечательного педагога Ольги Николаевны Моисеевой, с которой я работала в Мариинском театре. Мы с ней очень близки и, несмотря на то что я давно переехала в Москву, Ольга Николаевна всегда остаётся моим родным человеком, моим учителем. Планируется 30 декабря на сцене Мариинского театра. Это будет «Баядерка», так захотела Ольга Николаевна.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев