Сонаты занимают особое место в фортепианном творчестве Александра Николаевича Скрябина. В них особенно ярко прослеживается эволюция его творчества – как стилистические находки, так и становление философских идей, играющих столь важную роль в творчестве композитора.
Структура цикла развивается от четырехчастности и двухчастности в ранних сонатах к одночастности в последующих, что сближает жанр сонаты с поэмой. На это же указывает программность многих скрябинских сонат. Для одночастных произведений характерны общие черты. Сфера главной партии воплощает волевое начало, сфера побочной – лирическое, но различие между ними при этом невелико. Кульминация приходится на переход к репризе от разработки, исключение в этом плане представляет лишь Соната № 6.
В ранних сонатах в большей степени проявляется связь со сложившимися традициями жанра, но уже в этот период можно усмотреть характерные скрябинские черты. В четырехчастной Сонате № 1, созданной в 1893 г., отразились мрачные переживания композитора, связанные с заболеванием руки, «ропот на судьбу и на Бога», по словам самого Скрябина. Скерцо и финал напоминают аналогичные части Сонаты си-бемоль минор Фредерика Шопена, но через все произведение проходит лейтинтонация в диапазоне малой терции – прообраз будущих тем-символов.
Созданная в 1897 г. двухчастная Соната № 2 имеет программу, связанную с образом морской стихии. Часть первая – Andante – живописует тихую ночь на берегу моря, а вторая – Presto – бурно волнующееся море.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев