Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор справедливо считается одной из вершин творчества Сергея Васильевича Рахманинова. Произведение это создавалось летом 1909 г. – его «современниками» являются симфоническая поэма «Остров мёртвых» и Первая фортепианная соната. Его отличает такая же стройность формы и красота мелодий, как и Второй концерт, но у Концерта № 3 – свое «лицо». Лирическое начало выражено в нем не менее явственно, но лирика эта представляется сдержанной и даже суровой.
Различие проявляется и в соотношении солирующего инструмента и оркестра. Если во Втором концерте они были «на равных», оркестр даже «захватывал инициативу» в некоторых моментах, то в Третьем фортепианная партия однозначно выдвигается на первый план – это даже не «состязание» оркестра и рояля, а безусловное доминирование последнего. Фортепиано излагает подавляющее большинство тем (исключение составляет лишь тема второй части), в некоторых моментах «лидерство» его становится настолько очевидным, что оркестровая партия становится излишней – и оркестр молчит, позволяя солисту «высказаться». Сольная партия сложна и богата в техническом отношении: мелкая пассажная техника в сочетании с мощными аккордовыми наслоениями придает ей поистине монументальное звучание.
Произведение имеет структуру классического трехчастного цикла, типичного для жанра инструментального концерта. «Квинтэссенцией» его образного содержания является главная партия первой части – неторопливо развертывающаяся «бесконечная» мелодия,
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев