В творческом пути каждого композитора можно выделить момент, когда он еще подражает предшественникам, но индивидуальные черты уже дают о себе знать. Для Рихарда Вагнера таким переломным моментом стало создание оперы «Риенци».
Заглавный герой оперы – реально существовавший человек, живший в эпоху Авиньонского пленения пап и вошедший в историю как «последний трибун». Никола ди Лоренцо Гамбрини, вошедший в историю под именем Кола ди Риенци, имел происхождение самое демократическое, будучи сыном прачки и трактирщика – тем не менее, он выучил латынь, сделал карьеру, став нотариусом, знал древнюю историю и остро ощущал контраст между былым величием Рима и текущим положением дел в Вечном городе, раздираемом враждой между кланами Орсини и Колонна. Беспредел, царивший в Риме, коснулся самого Риенци – его брат погиб от руки дворянина, и убийца не понес наказания. Возглавив в 1347 г. восстание, Риенци захватил власть, провозгласил Рим республикой, а себя – «трибуном свободы, мира и справедливости», призывал к объединению Италии вокруг Рима. Но правление его оказалось недолгим: через несколько месяцев последовало новое восстание, в результате которого была восстановлена власть феодалов, а Риенци вынужден был бежать. Ему вновь удалось захватить власть в 1354 г., но правил он как диктатор – и вскоре был убит восставшими римлянами.
Драматичную судьбу Риенци отразил в своем романе английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон. Прочитав роман в 1837 г., Вагнер решил взять его за основу оперы: революционные настроения не были чужды молодому композитору, и образ героя – борца за свободу – привлек его внимание, а сюжет идеально подходил для грандиозного спектакля – в лучших традициях Джакомо Мейербера и Гаспаре Спонтини. Как всегда в большой опере, в исторический сюжет была вплетена любовная линия – история любви Ирены (сестры Риенци) и Адриано, сына главы рода Колонна. Их взаимоотношения становятся очевидными уже в начале оперы: Адриано спасает девушку от людей Орсини, пытающихся похитить ее. В дальнейшем Адриано идет против отца, замыслившего вместе с другими феодалами убийство Риенци, но он же (вместе с Иреной) подталкивает трибуна к роковому шагу – прощению организаторов неудачного покушения. Но для аристократов милосердие плебея унизительно – они намерены мстить, и Адриано вновь приходится делать выбор между любовью к отцу и к женщине. Он сражается на стороне Риенцы против войска дворян, а после победы, узнав о гибели отца, проклинает трибуна и навсегда прощается с Иреной. Желая отомстить за отца, он возглавляет заговор против Риенци. Ирена потеряна для Адриано – она не хочет покидать брата в тяжелый момент, когда он отлучен от церкви, а народ проклинает его. Девушка отталкивает Адриано, намеревающегося спасти ее во время восстания – она предпочитает умереть вместе с братом. В финале оперы Риенци с балкона Капитолия обращается с пламенной речью к народу, поджигающему Капитолий. Под руинами погибает и он, и Ирена, и бросившийся ей на помощь Адриано.
Хотя либретто «Риенци» написано по-немецки, все жанровые признаки соответствуют французской большой опере – пятиактное строение, грандиозные хоровые сцены, балет-пантомима (история поругания Лукреции, разыгрываемая во втором акте в зале Капитолия). В то же время здесь можно усмотреть продолжение традиций Винценцо Беллини (подобно Ромео в «Капулетти и Монтекки», партия Адриано поручена женскому голосу). Наряду с обычным оркестром в партитуру введен духовой оркестр, присутствующий на сцене, а также орган. Важную роль в оркестре играют медные духовые.
Музыку оперы пронизывают маршевые ритмы – это соответствует сюжету, но в то же время проистекает из традиций немецкой бытовой музыки. Маршевыми ритмами отмечаются важные моменты действия: обращение Риенци к народу, провозглашение свободы Рима, терцет Риенци, Адриано и Ирены в первом действии, финал третьего акта, когда Риенцы во главе войска отправляется на битву. Нетрудно заметить, что все перечисленные маршевые эпизоды связаны с образом главного героя – народного вождя. В «Риенци» Вагнер еще не использовал систему лейтмотивов, но некий ее прообраз можно усмотреть: во многих маршевых темах, характеризующих Риенци и его взаимоотношения с народом Рима, присутствует нисходящие движение по звукам трезвучия (тонического или доминантового). Маршевость присуща и характеристике врагов главного героя – Орсини и Колонна, но связанная с ними маршевая тема совсем иная – таинственная, мрачная, она выдает их истинные намерения даже тогда, когда они обращаются к Риенци с приветствием.
Важную роль в опере играют хоровые сцены. Они разнообразны: воинственные хоры в маршевом ритме, идиллически-песенный хор юношей (женские голоса), суровый хорал монахов в сцене отлучения главного героя.
Опера «Риенци» была впервые поставлена в 1842 г. в Дрезденской придворной опере, и ее премьера стала для Вагнера первым успехом.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев