Творения Вольфганга Амадея Моцарта не только восхищают слушателей, но и становятся источником вдохновения для композиторов последующих времен. Оперу «Кавалер розы» Рихард Штраус создавал по образу и подобию «Свадьбы Фигаро», а «Волшебная флейта» вдохновила его на создание другого произведения – «Женщина без тени». С последней оперой Моцарта эту оперу роднит многое – это тоже сказка, исполненная глубокого философского смысла.
«Женщина без тени» была завершена в 1917 г. Шла Первая мировая война – казалось бы, как могла появиться эта возвышенная сказка в такое тревожное время? Но Штраус вообще не любил соприкасаться с политическими событиями. Особенно его возмущало поведение тех коллег, которые «под покровом патриотизма пускают в ход разного рода дилетантский хлам», сам же он предпочитал «благоговейно молчать». Но если композитор «молчал» на злободневные политические темы, абсолютного «обета молчания» он все же не давал – по мнению Штрауса, «среди всего безрадостного, что приносит нам переживаемое время, единственное спасение в прилежной работе… Только труд может дать нам утешение». Одним из результатов труда в утешение и явилась «Женщина без тени».
Подобно «Кавалеру розы», либретто для «Женщины без тени» написал Гуго фон Гофмансталь. Истоки его многообразны – в сюжете оперы причудливо переплетаются мотивы сказок Карло Гоцци и восточного фольклора. В сложном и запутанном сюжете за многочисленными аллегориями скрывается возвышенная гуманистическая идея – что значит быть человеком? Этот вопрос должна решить для себя центральная героиня оперы – Императрица. Ее знакомство с Императором произошло при очень необычных обстоятельствах: лань, которую Император намеревался убить во время охоты, неожиданно обернулась прекрасной девушкой – и он, конечно же, влюбился в нее и сделал красавицу своей супругой. Но Императрица – дочь Кейкобада, царя подземных духов – лишь внешне выглядит как человек. У нее нет тени (учитывая, что в фольклоре многих народов тень отождествлялась с душой, под этим может подразумеваться отсутствие бессмертной сущности), а главное – она бесплодна. Отец через посланника возвещает ей свою волю: у женщины есть три дня, чтобы обрести душу и способность к материнству – иначе ее супружескому счастью придет конец: она навеки возвратится в подземное царство, а Император обратится в камень.
На помощь Императрице приходит ее Кормилица – не столько из любви к ней, сколько из ненависти к миру людей. Императрица не может иметь детей – а есть женщины, у которых такая способность есть, но она совсем не нужна им (да и тень – то есть душа – наверное, не нужна). Вот, например, жена бедного красильщика Барака – она и детей не хочет, и жизнью с мужем недовольна: Барак работает, не покладая рук, но не может заработать на роскошные наряды для нее. В обмен на богатство она с легкостью отдаст и тень, и способность к материнству. Напрасно нерожденные дети жалобно взывают к ней – женщина соглашается на обмен. Чтобы сделка состоялась, она должна изменить мужу – и Кормилица своими чарами творит для нее призрачного любовника. Узнав о случившемся, Барак заносит меч над женой – и обоих поглощает земля, Императрицу же, так и не получившую желаемого, уводит Кормилица.
В недрах земли жена Барака впервые думает о муже с любовью, а он прощает ее – это помогает обоим подняться на поверхность и встретиться. Императрица же в Храме ожидает суда – но кто будет судить ее? Перед ней возникает окаменевший Император, у ног его бьет Золотой источник жизни. Таинственный голос призывает ее испить из источника – тогда она получит тень жены Барака, а супруг ее оживет. Но Императрица отказывается, не желая покупать себе счастье такой ценой. И тогда у нее появляется тень – не чужая, а ее собственная: проявив готовность к самопожертвованию, она стала человеком. Император оживает, Барак и его жена тоже счастливы. Ликующе звучат голоса детей, которым предстоит родиться.
Музыкальная ткань оперы очень сложна и красочна. Суховатый, скупой речитатив соседствует с ариозными эпизодами, монументальные формы – с камерными, а вокальные партии весьма сложны. Композитор задействовал грандиозный состав оркестра – количество исполнителей превышает сотню, кроме того, Штраус использовал множество красочных тембров: ксилофон, китайский гонг, челеста, орган. В финале оперы та душевная чистота, которую обретают герои, передана «небесным» звучанием стеклянной гармоники.
Премьера оперы состоялась в Вене в 1919 г. Большого успеха она не имела, критики усмотрели в ней «претенциозность и помпезность». В последующие годы она ставилась в Цюрихе, Риме, Милане, Берлине и других городах, но к часто исполняемым операм ее отнести нельзя – прежде всего, из-за ее сложности. Постановка «Женщины без тени» считается своеобразным испытанием, демонстрирующим высочайший уровень театра. В России на сегодняшний день ее имеет в своем репертуаре только один театр – Мариинский.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев