Ренессансные тексто-музыкальные “семейства”. Французское рондо “Fors seulement”

Ренессансные композиторские техники, которые фактически всегда опирались на принцип cantus prius factus – сочинения на основе заимствованного тематизма, часто выводили композиторов на определенный избранный круг первоисточников. Некоторые из них по разным причинам полюбились особенно сильно. В результате, со временем возникли целые разножанровые «семейства» с одинаковым названием и музыкальным тематизмом. Многие из них проникнуты духом творческого соревнования между композиторами в области искусства работы с одноголосным или многоголосным заимствованным материалом.

Один из примеров огромной плеяды сочинений эпохи Ренессанса с одинаковым текстом – французское рондо «Fors seulement», самая ранняя версия которого, видимо, принадлежит Иоханнесу Окегему (1410–1497). Его трехголосное рондо (жанр с определенной – «твердой» – поэтической формой) появилось около 1460 года. Светский поэтический текст повествует о любовных страданиях («Исключая лишь ожидание смерти, в моем сердце нет никаких надежд…»).

 

Рондо Окегема:

Песня фактически сразу обрела невероятную популярность. Но первым среди композиторов, кто обратился к данному первоисточнику после выхода первоначальной версии, был… сам Окегем. Он создал новый вариант рондо, по-прежнему трехголосный, а затем – пятиголосную мессу, в которой в качестве cantus firmus использовался средний голос песни.

Месса Окегема, Kyrie (первая часть):

Впоследствии в течение 60-70 лет с выхода первой версии рондо было создано более 30 (!) только светских композиций. Кроме того, эта любовная песня стала основой нескольких духовных сочинений, среди которых, как минимум, пять месс и два мотета. Некоторые варианты, к сожалению, оказались утерянными (так, например, произошло с сочинением Констанцо Фесты). Во всех этих «вариациях на Fors seulement» менялись и слова, и способ подачи первоисточника, использовались различные приемы работы с ним – контрафактура, cantus firmus, парафраза, пародия, каноническая техника.

Большинство создателей музыкальных вариантов Fors seulement после Окегема были либо французами, либо нидерландцами. Интересно, что неким образом это связано с фигурой создателя первоисточника: будучи фламандцем по происхождению, Окегем служил при французском королевском дворе.

Первая «волна» увлечения «Fors seulement» пришлась на поколение младших современников и непосредственных последователей Окегема. Среди них – яркие ренессансные авторы: Якоб Обрехт, Пьер де ла Рю, Жоскен Депре, а также чуть менее известные сегодня, но столь же крупные и значимые фигуры – Антуан Брюмель, Антуан де Февен, Марбриано де Орто, Иоханнес Гизелин. Все они создали в основном светские варианты этого рондо.

Одну из наиболее оригинальных версий создал Антуан Брюмель (ок. 1460 – ок. 1513). В его chanson сочетаются две песни: «Du tout plongiet» и верхний голос рондо Окегема «Fors seulement». Данная композиция получилась поликантусной и даже политекстовой:

Удивительный способ работы с песней Окегема избрал Иоханнес Гизелин (1455–1511). Партия altus, которая является стержнем, поскольку проводит первоисточник, хитрым образом включает сразу два заимствованных у Окегема голоса: тенор (первая его часть) и верхняя партия, superius (вторая половина). В данной записи этот уникальный вариант обработки сопоставляется с оригиналом (рондо Окегема):

Время второй «волны» пьес с источником «Fors seulement» принадлежит следующему поколению композиторов, однако их круг уже не столь широк: это Николас Гомберт (Николя Гомбер), Элиазар Жене (Карпантра), Андреас де Сильва, Филипп Верделот и глава венецианской композиторской школы Адриан Вилларт. Последний, хотя и отдавал в этой песенке дань прошлому поколению, использовал в ней уже технику пародии, которая была особенно характерна для второй половины XVI века.

Впервые идея собрания композиций «Fors seulement» возникла…уже в XVI веке. Первый крупнейший песенный сборник, содержащий более десятка версий этого рондо (правда, без слов), составил швейцарский органист, композитор, каллиграф Санкт-Галленского монастыря Фридолин Зихер (1490–1546). Пьесы Жоскена, Обрехта и других композиторов были изданы в чудесном оформлении:

 

В современном издании A-R Editions Мартином Пикером собраны все светские версии рондо (более тридцати).

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.

 

Просмотров: 32