Сюита № 2Сюиту для двух фортепиано № 2 Сергей Васильевич Рахманинов создал в 1901 г., композитор в то время завершал работу над Концертом для фортепиано с оркестром № 2 до минор. Рахманинов, будучи прекрасным пианистом, создал произведение виртуозное, блестящее, с красочной фактурой, вызывающей ассоциации с оркестровым звучанием, а развитие музыкального материала во всех четырех частях цикла приобретает поистине симфонические масштабы.

В отличие от Сюиты № 1 для двух фортепиано, относящейся к раннему периоду творчества Рахманинова, композитор здесь не предпослал стихотворных эпиграфов ни одной из частей и даже не дал им программных заглавий, ограничившись жанровыми наименованиями, два из которых связываются с танцевальным началом, а одно – с вокальным: Интродукция, Вальс, Романс, Тарантелла. В образном строе всех четырех частей произведения господствуют настроения радости и счастья.

Интродукция своим торжественным характером несколько напоминает «интрады» старинных сюит, однако эта торжественность проистекает из источника совсем иного. Монументальность первой части сюиты перекликается с заключительным хором «Славься» из оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Обе темы Интродукции созданы самим Рахманиновым, но их склад перекликается с русскими песнями. Впрочем, по-русски широкое мелодическое дыхание органично сочетается с оттенком маршевости. Судя по эскизам, первоначально композитор намеревался последовать примеру Петра Ильича Чайковского, открывшего свою Первую сюиту для оркестра интродукцией и фугой, но все же Рахманинов отказался от первой части в манере фуги в пользу этой эпически-величественной картины торжества.

Вторая часть сюиты – Вальс в тональности соль мажор – проносится в стремительном темпе. Это своеобразный симфонический вальс-скерцо, созданный и изложенный в фортепианной фактуре. Изящная тема проводится двойными нотами, при этом верхний голос отдан одному фортепиано, а нижний – другому, что требует от исполнителей исключительной точности и слаженности действий. Танцевальный ритм оказывается завуалированным благодаря «кружению» ритмического движения. Ритмический фон сохраняется и в среднем разделе, но здесь возникает тема совершенно иного плана – лирическая, томная мелодия песенного склада. Ее распевность, широкое мелодическое дыхание придает музыкальному материалу типично русское звучание.

Учитывая, что по времени создания Сюита № 2 является «современницей» Второго фортепианного концерта Рахманинова, было бы странно, если бы между этими произведениями не обнаруживалось ничего общего. Сходство проявляется, в частности, в построении Adagio из концерта и Романса из Сюиты: и вторая часть фортепианного Концерта, и третья часть Сюиты для двух фортепиано строятся на одной теме, из которой в процессе развития «произрастают» и многообразные мелодические варианты, и даже фигурации. Облик темы типичен для лирических мелодий Рахманинова. Мотив, из которого развертывается мелодия, построен на восходящем ходе в диапазоне сексты, в дальнейшем мелодическое движение начинается с другой ступени – более высокой, а завершается квартовым ходом. Очень напряженно звучит доминанта к субдоминанте, сопровождающая высшую точку мелодии. Особую мягкость придает мелодии опевание терцового тона в конце.

В процессе развития из темы Романса вычленяются отдельные элементы, которые начинают «жить» своей самостоятельной музыкальной «жизнью», то превращаясь в фигурации, то выдвигаясь на первый план в качестве мелодических голосов. Нередко совмещаются в одновременном звучании различные ритмические варианты мотивов, меняется их гармоническая окраска.

В теме третьей части можно усмотреть общие интонации с романсом «Сирень», даже тональность у них одна – ля-бемоль мажор (правда, вокальный цикл Op. 21, в который входит «Сирень», был опубликован в 1902 г., но, возможно, сочинен он был раньше). С Романсом из Сюиты № 2 перекликается и другой романс этого цикла – «Мелодия» на стихи Семена Надсона («Я б умереть хотел на крыльях упоенья»).

Наиболее развернутой частью Сюиты № 2 является Тарантелла, завершающая ее. Интерес к этому жанру, вероятно, стал следствием пребывания в Италии, которую композитор посетил в 1900 г. Основная тема взята Рахманиновым из сборника народных итальянских песен, и для него это было первое обращение к иностранному фольклорному образцу. Эта краткая тема состоит всего из восьми нот, но заключает в себе огромную энергию – она поистине подобна «пружине», приводящей в движение музыкальную ткань. Итальянская тема разработана в русских традициях. По свидетельству современников, Сергей Рахманинов и Александр Зилоти, которые были первыми исполнителями Сюиты № 2, играли Тарантеллу по-русски, развивая каждую мелодическую фразу – и все же это была истинная итальянская тарантелла с ее искрометным вихревым движением. Во второй теме возникают ориентальные черты, а изложение ее заставляет вспомнить о балакиревском «Исламее».

 

Все права защищены. Копирование запрещено