Сергей Васильевич Рахманинов. Прелюдии Op. 23Подобно многим композиторам конца XIX – начала ХХ столетия, Сергей Васильевич Рахманинов любил жанр прелюдии и часто обращался к нему. Композитор своеобразно трактует этот жанр: в каждой рахманиновской прелюдии музыкальный образ предстает в динамичном развитии, отсюда проистекает развернутая форма пьес, зачастую основанная на контрастных сопоставлениях. В прелюдиях Рахманинова есть и лирические образы, и драматизм, и эпические интонации. Столь же разнообразны пианистические приемы, используемые в них.

Композитор создал два цикла прелюдий. Первый из них – op. 23 завершен в 1903 году, однако на рукописи одной из пьес обозначена дата 1901 г., следовательно, работа над прелюдиями началась в год создания Второго фортепианного концерта, открывающего центральный период творчества Рахманинова. По-видимому, изначально эти пьесы не задумывались как единый цикл – об этом свидетельствует тот факт, что сам Рахманинов исполнял их либо как отдельные пьесы, либо небольшими группами, и впоследствии другие пианисты следовали этой исполнительской традиции. Тем не менее, последовательность десяти прелюдий, составляющих цикл, нельзя назвать случайной. Логика их расположения напоминает образный строй Второго фортепианного концерта – от скорби к радости. Драматичные минорные прелюдии чередуются со светлыми мажорными, причем от пары к паре эта контрастность сглаживается – минорные прелюдии становятся менее трагедийными.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти