Daniel Barenboim

Daniel Barenboim

И снова о ПРОМсах.

После каждого концерта группа энтузиастов собирает деньги на благотворительность, в данном случае, музыкальную. И в перерыве объявляют, сколько собрано денег. В далёкое прошлое ушли концерты, состоящие из трёх частей и двух перерывов. Если на предыдущем концерте, который я посетила днём, собрали 93 тысячи фунтов, то на данном этапе получилась круглая сумма – 100 тысяч. Это здорово! Одарённые дети получат шанс учиться у лучших мастеров. И потом они будут радовать нас прекрасным исполнением произведений.

 

Теперь о концерте.

Баренбойм с Staatskapelle исполнили Моцарта и Брукнера.

Два композитора, которые помогли Даниэлю Баренбойму в 1980-х годах сделать себе имя в качестве пианиста и режиссёра оркестра, – это Моцарт и Бетховен.

Следуя примеру Эдвина Фишера в 1930-е годы, и Баренбойм, и Ашкенази управляют оркестром с клавиатуры, что, видимо, становится нормой. Но по порядку.

На сцене стоял рояль, без крышки, повернутый клавиатурой к залу. Что само по себе было необычно. И вот полились первые мягкие, плавные звуки оркестра. Продолжая дирижировать, Баренбойм садится к роялю и начинает свою сольную партию.

Баренбойм, безусловно, имеет все необходимые навыки и знания, чтобы управлять оркестром и играть одновременно. Играя одной рукой, он дирижировал другой – сидя, уже не вставая, продолжал солировать и вести оркестр за собой. И музыка струилась с прозрачностью и уравновешенностью в лучшем моцартовском стиле. Во второй части пианист всё же дал волю прихотливым акцентам, без которых Моцарт на самом деле непредставим. Аллегретто слишком часто было несколько подавленным, на мой вкус. Но были и замечательные моменты, такие как, например, использование каденции Ванды Ландовской.

Оркестр Staatskapelle играл с шелковистой бархатистостью, по-разному в каждой из частей, и в конце собрал всё воедино, подчеркнув тематическое единство произведения.

Концерт для фортепиано с оркестром № 26 ре мажор является одним из наименее беспокойных зрелых концертов Моцарта. Он написан в 1788 года, а исполнен 15 октября 1790 года – на коронации Леопольда Второго во Франкфурте и потому носит название «Коронационный». На мой взгляд, в нём нет ничего коронационного, а только замечательная солнечная и весенняя музыка.

Последний раз этот концерт был исполнен в прошлом году, а до того не исполнялся с 1974, более 40 лет.

После перерыва была исполнена Симфония № 6 ля мажор Брукнера. Эта симфония, по стандартам Брукнера, представляет собой компактную работу. Некоторые немецкие исследователи определяют симфонию как «хвалебную песнь красоте земли». Характерные пунктирные ритмы первой части и фанфарные выкрики; драматически красивое адажио второй части; деревянные духовые в скерцо вместе с затяжными паузами способствовали возрастающему напряжению – Баренбойм показал полное понимание архитектуры произведения. Тональные качества оркестра казались идеальными. Финал был полностью в брукнеровском стиле, с широкой лирической мелодией, плавным движением и неистовыми медными.

Баренбойм исполнил Брукнера без напыщенности, его музыкальные инстинкты не подвели.

Довольно гармоничный подбор произведений для исполнения в один вечер. Были очень долгие овации. И заслуженно.

 

 London

Специально для Музыкальных Сезонов

Фото предоставлено организаторами фестиваля