Национальный оркестр Би-би-си Уэльса  и Элим Чан.

 

 

Гебриды и разные картинки по теме и содержанию, все интересные по своему, были исполнены на концерте.

Элим Чан, выигравшая приз Донателлы Флик (первая женщина, которая сделала это) в 2014 году, продирижировала Уэльским Би-би-си оркестром. Ее вдумчивое прочтение увертюры Мендельсона «Гебриды, или Фингалова пещера», которое открывало вечер, было интригующим. Сочинение, названное Мендельсоном увертюрой к «Одинокому острову», замысел которого возник у него во время путешествия по Шотландии в 1829 году на Гебридских островах, прозвучало поэтически.  Может там и не было девятого вала и бушующих волн, но была пленительная мелодия кларнетов, привольная и певучая мелодия у фаготов и виолончелей — мечтательный романтизм — гибкая и интенсивная характеристика, которую Чан привнесла в увертюру. 33-летний дирижер из Гонконга — крошечная, приятно харизматичная фигура, наклонялась к оркестру, давая аккуратные подсказки, используя руки для оживления и усиления звучания, делилась  с оркестром своей энергетикой. Мягкие моменты приглушенного свечения замедлялись до полной тишины, в то время как энергичные эпизоды усиливали темп, уравновешивая их. Это было длинное музыкальное мышление, непрерывный поток волн, рождающий новые краткие темы.

Из интервью с Донателлой Флик Звуки музыки: «Из 120 человек мы отбираем двадцать, потом сокращаем количество участников до десяти, а затем и до трех. Во время грандиозного финального концерта определяется победитель. Лауреаты нашего конкурса – лучшие из лучших».

А в завершении победитель получает не только 15 000 фунтов, но и возможность быть дирижером-ассистентом прославленного Лондонского симфонического оркестра.

Честно говоря, я совсем не ожидала от этой маленькой, одетой во всё черное милой девушки такого уровня погружения в русскую музыку.  Действительно лучшая из лучших.  Заключительные «Картинки с выставки» Мусоргского, хоть и звучали в начале слегка утомленно, но инстинкт Чан в отношении темпа, ритма и характера исправили положение. У предпоследней Бабы Яги была злая режущая кромка, звенели рожки, подчеркивая грубость первоначальной концепции.

Мусоргский посетил ретроспективную выставку 400-х работ своего близкого друга Виктора Гартмана и «Картинки с выставки» написаны в память об этом художнике и архитекторе. Мы услышали исполнение в оркестровке Равеля (хотя у нас могла бы быть версия Генри Вуда?). 10-я часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту киевских городских ворот. Звучание «Великих ворот Киева» Чан выстроила в былинно-богатырском духе: торжественно звучали аккорды и перезвон колоколов заполнил зал. Тема «Прогулки» здесь стала величественной и торжественной.

А между этими двумя произведениями, была очередная рамка, являющаяся частью картины —  мировая премьера Эрроллины Валлен, написанная специально для Катрионы Морисон.

Эта свежая, необычная работа отдает дань уважения художнику Говарду Ходжкину (1932-2017). «Примечание для себя: не ленитесь», основанная на идеях Ходжкина и, в последнем разделе — дань уважения его цветовой палитре «Постоянный зеленый свет, глубокий желтый кадмий…». Все слова, не лишенные юмора написала сама автор произведения. Это больше, чем просто иллюстрация выразительных мазков и пышных красок Ходжкина, и кажется, что это само творчество. Оркестровка колеблется от достаточно блестящей перкуссии до басовых звуков, настолько низких, что они слышны только как подземные вибрации.  Те, кто слушал концерт дома в прямом эфире, благодаря усилиям инженеров Би-би-си, возможно и разбирали слова, я же их читала в программке, так как в зале, несмотря на ее отважные усилия, голос Морисон часто был погружен в воду относительно большим и плотным оркестром.

Катриона Морисон победительница конкурса BBC Cardiff Singer of World 2017 года, лучше была слышна в Морских картинах Элгара. «Там, где лежат кораллы» было красиво сформулировано.

Чан, как и в случае с Валленом, обошлась без дирижерской палочки и использовала руки, чтобы выразительно и сочувственно поддерживать исполнительницу. Особое внимание она уделяла темным мазкам из рожков, как в первой песне «Морской сон», так и в заключительном «Пловце», где море взбалтывает свирепая буря, а «храбрые белые лошади» долго остаются в памяти после того, как шторм утих.

Очень вдумчивый и интересный выбор произведений, которые отдаленным эхом перекликаются друг с другом.

 

Мендельсон Увертюра «Гебриды или Фингалова пещера» Op26
Элгар Вокальный цикл «Морские картины» Op37

Валлен This Frame Is Part of the Painting, Мировая премьера
Мусоргский Картинки с выставки, Оркестровая аранжировка Равеля

Катриона Морисон меццо-сопрано
Би-би-си Национальный оркестр Уэльса
Элим Чан дирижер

 

 

Copyright: BBC/Chris Christodoulou