Именно такими словами напутствовала директор филармонии Ольга Томина тех слушателей, что собрались на финальный концерт летнего благотворительного сезона в Кремлевском концертном зале

Очередь в филармонию. Фото с сайта foto.temadnya.com

Музыкальный марафон, продлевающий основной сезон почти на два месяца (!), да к тому же абсолютно бесплатный для публики — давняя традиция Нижегородской филармонии, ежегодно поддерживаемая уже 60 лет. Симфонические и камерные программы, знакомство с артистами местного симфонического оркестра, пробующими себя в летнем сезоне в качестве полноправных солистов, приезжие гастролеры (включая и дирижеров) — благодаря этим факторам концерты пользуются большим спросом. Подтверждением тому – возникающая задолго до начала гигантская очередь перед входом в зал, – идет ли сегодня популярная классика или, наоборот, играют незнакомые опусы, выступают ли любимчики публики либо в афише абсолютно новые имена.

Однако программа завершающего вечера, представленная маэстро Александром Скульским, довольно трудно рифмуется со словом «отдыхайте». Судите сами: добрую ее половину составили вовсе незнакомые сочинения – такие как премьера диптиха местного автора Владимира Холщевникова (кстати, посвященного оркестру и его грядущему 80-летию), а также довольно редко звучащий Концерт для кларнета с оркестром датчанина Карла Августа Нильсена. Впрочем, я бы не сказала, что и под два других опуса — две арии Чио-чио-сан и Первый фортепианный Прокофьева – можно «отдыхать». Но не будем привязываться к словам, лучше сосредоточимся на музыке.

Оркестр приветствует В. Холщевникова. Фото с сайта foto.temadnya.com

В начале прозвучали премьеры педагога Нижегородской консерватории Владимира Холщевникова — «Viva, accademia!» и «Славянский гимн». Представлять новую музыку оркестру, заслужившему на протяжении своей истории даже титул «лаборатории современной музыки», не впервой. Контрастные сопоставления звучаний, оркестровых групп, стилистических манер (современное — традиционное) отличали первую часть диптиха, в котором композитор представил большой состав оркестра — включая и арфу, и рояль, и челесту с синтезатором. «Славянский гимн» оказался менее разнообразным по музыке — основная тема, созданная в духе старинной полифонии (что немного озадачило, учитывая название сочинения), лишь укрупнялась в эпизодах тутти, впрочем, не выйдя за свои стилистические границы, отчего гимн не избежал даже некоторой старомодности, словно был сочинен вовсе и не в наши дни.

В трех других сочинениях программы с оркестром выступали солисты — кларнетист Владимир Губченко, сопрано Наргиза Палванова (оба — артисты филармонии), а также пианист Валентин Малинин — учащийся Московской ЦССМШ и стипендиат фонда «Новые имена». О каждом из них можно сказать и в отдельности. Владимир покорил безупречным владением инструментом, поиском тончайших нюансов в партии и гибким взаимодействием с оркестром, роль которого вовсе не сводилась только лишь к аккомпанементу (помимо кларнета в этом произведении обнаружился и другой солист — малый барабан, на котором с виртуозной точностью сыграл Алексей Поспелов). Наргиза Палванова убедительно представила драматическую партию Чио-чио-сан (особенно в предсмертной арии героини), продемонстрировав яркое и насыщенное звучание — к сожалению, впечатление от вокала было половинчатым, поскольку нижний регистр певица делала гораздо менее объемным, как бы плоским и словно детским по тембру. Валентин Малинин, которому публика выразила особую симпатию (после концерта пришлось услышать в качестве характеристики слово «самородок»), запомнился совершенно уверенным паритетом с оркестром (что, учитывая молодой возраст солиста, несомненно, впечатляет), виртуозной техникой и бурным темпераментом. Правда, поведение за роялем, а также некоторые моменты интерпретации были такой уж точной копией Дениса Мацуева, что могли и несколько охладить слушательский пыл, как было в моем случае.

Валентин Малинин — открытие вечера. Фото с сайта foto.temadnya.com

Общим же, увы, негативным моментом, несмотря на разность представленной музыки, был не всегда выверенный баланс оркестра с солистами. Все-таки и жанр концерта, и жанр арии предполагает «уступку» солисту, что в конечном итоге идет только на пользу общему делу. Конечно, этот баланс не так легко достигается в акустически трудном зале, каким является Кремлевский концертный, но в этом-то и есть особое искусство, ради которого многочисленные меломаны вновь и вновь стремятся в филармонию.

Ритуально сломанная дирижером палочка (а в этот раз и закрытая «на глазах у публики» клавиатура рояля) не позволили сомневаться, что сезон все-таки завершен. Впереди у оркестра месяц отдыха, чтобы со свежими силами вступить в новый, открывающийся симфонической программой 5 октября.

 

Все права защищены. Копирование запрещено