Что может стать основой оперного либретто? Роман, повесть, драма. История музыки знает примеры, когда такая честь выпадала коротким рассказам… Но может ли опера основываться на малых жанрах поэзии? Мы расскажем об опере Петра Поспелова «Путешествие в страну джамблей», которая «выросла» из предельно коротких стихотворений – лимериков.
Происхождение этого необычного жанра загадочно. Литературоведы возводят его к куплетам, которые на рубеже XVII-XVIII столетий распевали солдаты-ирландцы, служившие французскому королю Людовику XIV (во всяком случае, сам термин «лимерик» происходит от названия города в Ирландии) – но, так или иначе, доподлинно известно, кто привел этот жанр в большую литературу, это был английский поэт Эдвард Лир. Он, хотя и не называл свои короткие стихотворения лимериками (это название закрепилось за ними позднее), прославился именно их созданием, и в его творчестве установились главные черты лимерика. В пяти строчках, единых по стихотворному ритму, но различающихся по количеству стихотворных стоп, рассказывается целая история с завязкой, развитием действия и развязкой, в первой строке нам представляют героя с непременным указанием места его проживания («Жил один старичок в Девоншире…»), а заключительное слово последней строки совпадает со словом, завершающим первую строку. Но главная отличительная черта лимерика – это даже не форма, а содержание: оно по природе своей абсурдно, но за смехом спрятана горечь. Не случайно греческий поэт Георгис Сеферис считал, что лимерик – это «упражнение для одинокого человека», а в Англии этот жанр обрел популярность потому, что Великобритания – это остров, а островитяне по природе своей одиноки… не случайно герои многих стихов Эдварда Лира куда-то уезжают.
Эдвард Лир – не единственный создатель лимериков: их создавали многие его соотечественники (например, Льюис Кэрролл), а в нашей стране дань этому жанру отдал Даниил Хармс. Однако Петр Поспелов обратился именно к творчеству основоположника – либретто по лимерикам Эдварда Лира написала Екатерина Поспелова. Природа лимерика не позволяет выстроить достаточно протяженный сюжет, и потому опера «Путешествие в страну джамблей» напоминает «калейдоскоп» историй, которые объединяются только одним мотивом – стремление отправиться куда-то, поскольку существующее положение дел (на родном острове – или в мире?) героев не устраивает – например, Комар Долгоног не может петь, поскольку ноги стали слишком длинны, а у Мухи Зум-Зум-Зум, наоборот, слишком коротки, что мешает ездить во дворец… Этим героям остается только одно – в челноке отправиться играть в бильбоке. Появляются перед зрителем и другие персонажи – Кошка и Сыч, Утка и Кенгуру, Щипцы для орехов и Щипцы для конфет… Этот мир кажется абсурдным – но разве мало абсурда в мире реальном? В нем причудливо перемешаны смех и печаль – настолько, что на это действо нельзя отстраненно взирать из зрительного зала, в него можно только погрузиться, начав жить одной жизнью вместе с героями. Не случайно композитор определил жанр своего произведения как «опера-квест»: зрители поистине оказываются «внутри действия», путешествуя по театру из одного фойе в другое вместе с исполнителями – певцами, одновременно играющими роль кукловодов, и даже оркестрантами. Причем речь идет не о находке режиссера (первого, но, вероятно, не последнего, ставящего эту оперу), а о композиторском замысле, которому подчинена партитура – например, арфу Поспелов задействовал только в одном из номеров, ведь с этим инструментом весьма затруднительно было бы перемещаться по театру.
Такая же «игровая жизнь» присуща и музыкальному языку оперы. Композитор убежден, что в наше «постисторическое время» можно говорить о равенстве всех музыкальных стилей и композиторских техник – будь то выразительные средства эпохи романтизма или авангард середины ХХ столетия: композитор волен брать из этого «арсенала» все, что угодно, не заботясь о том, насколько это будет «актуально» сегодня. Так и поступает Поспелов в «Путешествии в страну джамблей», выстраивая музыкальную ткань из доходчивых, относительно простых интонаций (ведь опера в первую очередь предназначается для детей), в которых нередко проскальзывает нечто знакомое – то интонация из песни Франца Шуберта, то вальсовый мотив из «Кавалера розы» Рихарда Штрауса… в эту «забавную игру» дети уже не могут включиться в силу того, что они этих произведений еще не знают – композитор предлагает «поиграть» взрослым… Невольно вспоминаются слова Фридриха Шиллера о том, что человек «бывает вполне человеком, лишь когда играет».
Мировая премьера «Путешествия в страну джамблей» с успехом прошла в 2014 г. в Перми. И поныне опера украшает репертуар Пермского театра, радуя и детей, и взрослых.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев