Иоганн Себастьян Бах, охватив в своем творчестве практически все жанры, существовавшие в его время, не уделил внимание лишь одной области современной ему музыки – опере, но это не мешает оперным режиссерам проявлять интерес к творчеству гения эпохи барокко. На сцене современных оперных театров можно увидеть инсценировки «Кофейной», «Крестьянской» и иных кантат композитора – ведь в них присутствуют сюжеты, которые вполне можно перенести на сцену. Среди современных деятелей оперного театра, чье внимание привлекло баховское творчество – британский режиссер Кэти Митчелл, но она обратилась не к какой-либо светской кантате, а к иной области музыки Баха – к духовным кантатам.
Спектакль «Траурная ночь», который Кэти Митчелл представила в 2014 г. на оперном фестивале в Экс-ан-Провансе, не является инсценировкой какой-либо конкретной баховской кантаты – номера, составляющие его, взяты из разных произведений. Наряду с творениями Иоганна Себастьяна Баха в постановке звучит мотет, принадлежащий перу другого представителя немецкой музыкальной династии – менее известного современной публике, но весьма прославленного в свое время органиста и композитора Иоганна Кристофа Баха.
Духовные кантаты, ставшие основой спектакля, объединены одной темой – мыслью о смерти. Что ожидает человека за гранью его земного существования? Возможна ли связь между миром живых и миром умерших? Какую роль играют те, кто ушел из жизни, в судьбе оставшихся в живых? Эти вопросы, волновавшие человечество с древнейших времен, не потеряли своей актуальности и по сей день. Отражены они и в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Композитор рассматривал эту вечную тему с позиции христианской веры. В его духовных кантатах раскрываются сокровенные мысли глубоко верующего человека, в душе которого усталость от греховного мира, стремление покинуть его ради Царствия Божьего сливается с горьким осознанием собственной греховности, а боязнь быть отвергнутым Богом за своих грехи борется с надеждой на безмерную любовь и всепрощение Господа, ради которых можно смириться и терпеливо вытерпеть земные страдания, как вытерпел крестные муки Спаситель.
Перенесение духовных кантат на оперную сцену представлялось замыслом весьма рискованным, если не дерзким. Ведь если в светских кантатах, как правило, присутствуют какие-либо сюжеты, которые можно инсценировать, то кантаты духовные – это отвлеченные, углубленные размышления, а если в них и упоминаются некие события, то это события евангельские, инсценировка которых в современном мире – дело неблагодарное. Но Кэти Митчелл пошла другим путем: она представила на сцене сюжет, которого нет в произведениях Баха – но режиссер словно «прочитывает» его между строк духовных кантат. Две сестры и двое братьев проводят ночь у смертного одра отца, размышляя и беседуя о вечном и переживая при этом целую гамму эмоциональных состояний – от скорби и смирения до надежды и радости утешения, от мучительных сомнений до умиротворенности.
«Траурная ночь» – спектакль-парадокс: постановка, в которой практически ничего не происходит – но она приковывает внимание сильнее, чем мог бы это сделать самый динамичный сюжет; сосредотачивая внимание на такой трагической и даже мрачной теме, как смерть, это произведение дарит надежду. Но ведь так же парадоксальная и музыка Иоганна Себастьяна Баха, которая стала основой спектакля, созданного Кэти Митчелл: написанная на духовные тексты, она уже несколько веков приносит утешение людям независимо от их убеждений, даже неверующим. «В некотором роде моя постановка «Траурная ночь» выражает восхищение тем, что эта музыка до сих пор актуальна», – утверждает режиссер.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев