В Мемориальной квартире Святослава Рихтера состоялся концерт «Лютневые удовольствия». В прохладный июньский вечер теплом согревала музыка английского Возрождения

 

Во дни чудесных дел и слухов

Доисторических времён

Простой бедняк от добрых духов

Был чудной лютней одарён.

Её пленительные звуки

Дарили радость и покой

И вмиг снимали как рукой

Любви и ненависти муки.

 

(Пьер Жан Беранже. «Волшебная лютня»)

 

Согласитесь, хоть концерты старинной музыки и нередки в афише столицы, однако именно лютню услышишь не так и часто. Но концертная программа Мемориальной квартиры Святослава Рихтера (отдел ГМИИ имени А.С.Пушкина) всегда радует изысканным репертуаром. На протяжении всего сезона слушателям была представлена крайне разнообразная программа редких, малоизвестных, но очень изысканных музыкальных произведений. Посетителей потчевали подарками Генри Пёрселла, Антонина Дворжака, пионерами американского авангарда, Бенджамином Бриттеном, Джоном Кейджем, средиземноморскими напевами, ирландскими песнями, «музыкой моря» и вот буквально на днях лютневыми мелодиями английского Возрождения. Исполнял столь дивные мелодии ансамбль старинной музыки «Canto Vivo» в составе Андрея Чернышова (вокал, лютня) и Марины Беловой (лютня). Что может быть прекраснее для отдохновения от суеты повседневной, чем напевы, мадригалы, дивные звуки XV–XVI веков…

Что и говорить, на лютне играла сама Елизавета Первая – правительница крайне образованная, покровительствующая искусству и музыкантам в частности. Итак, знакомьтесь – Джон Доуленд (1569–1626) – композитор многих сочинений для лютни. Чрезвычайно популярный сочинитель своего времени, да и сейчас Джон Доуленд пользуется большой популярностью, к его музыке обращались Бенджамин Бриттен, Альфред Деллер, и даже сам Стинг выпустил диск с его песнями. На лютневом вечере его «Вот пустяки для милых дам» были прелестны (впрочем, как и все прозвучавшие песни и мелодии того вечера):

 

Здесь у меня иголки, шелк, перчатки, кружева,

Игрушки разные – что ждёт от продавца базар.

Но в сердце, где высокий долг имеет все права, –

Два королевских голубка, нежнейшая из пар,

Тот счастлив, чья полна всегда любовью голова.

(Перевод А.Шаракшанэ)

 

Чудные мелодии в авторстве Тобиаса Хьюма звучали в тот вечер (1569–1645). Данный автор, в первую очередь, был профессиональным военным сначала в шведской армии, а затем в русской. Специального музыкального образования не получил, однако любил играть на виоле да гамба. Известно, что Хьюм дослужился до чина капитана и посвятил также королеве Анне сборник своих сочинений под названием «Поэтическая музыка капитана Хьюма».

Какие бы лютневые мелодии ни звучали, будь то сочинения Филипа Россетера, Томаса Робинсона, Томаса Морли или неизвестных авторов, лютневые напевы всегда настраивают на спокойное, меланхоличное настроение, это – музыка души и для души, идущая от сердца к сердцу:

 

Когда Дафна от светлого Фэба бежала

Западный ветер нежно дул ей в лицо,

Её шёлковый шарф закрыл ей глаза,

Бог кричал: «Сжалься, – в погоне за ней, –

Нимфа, постой – кричал Аполлон.

(Аноним)

 

Фото: пресс-служба ГМИИ имени А.С.Пушкина