Королевский Стокгольмский филармонический оркестр

Royal Stockholm Philharmonic, Janine Jansen

Старинный эстонский город Тарту, расположенный в окружении берегов реки Эмайыги, ещё называют «университетской столицей», поскольку здесь находится самое престижное учебное заведение страны – Тартуский университет. В центре Старого города, поражающего своим неповторимым средневековым архитектурным ансамблем, находится театр и концертный зал «Ванемуйне», а также церковь Святого Иоанна. Основная часть культурных событий происходит именно там.

В конце марта в зале «Ванемуйне» выступил Королевский Стокгольмский филармонический оркестр под управлением финского дирижёра Сакари Орамо.

Один из старейших музыкальных коллективов Скандинавии по праву входит в число лучших оркестров Европы. У оркестра насыщенная творческая биография. В разное время за его пультом стояли такие корифеи дирижёрского искусства, как Фриц Буш, Антал Дорати, Геннадий Рождественский, Вацлав Талих, Пааво Берглунд, Юрий Аронович, Эндрю Дэвис и Пааво Ярви. Оркестр ежегодно участвует в крупнейших шведских форумах (включая Стокгольмский международный фестиваль композиторов и Композиторскую неделю, посвящённые творчеству одного иностранного или, соответственно, шведского современного композитора), а также в церемонии вручения Нобелевских премий и Polar Music Prize. Королевский Стокгольмский филармонический оркестр уделяет большое внимание современной музыке. Коллектив был первым исполнителем мировых премьер сочинений Франца Бервальда, Софии Губайдулиной, Кайи Саариахо и других композиторов.

С 2008 года главным дирижёром Стокгольмского филармонического оркестра является известный финский дирижёр Сакари Орамо.

Весенние гастроли шведских музыкантов в Таллине и Тарту состоялись в рамках концертного абонемента «Эстония концерт».

Вечер открыла музыка современного шведского композитора Паулы аф Мальмборг Вард, сочинение 2007 года Operatic для большого симфонического оркестра. Затем на сцену концертного зала театра «Ванемуйне» вышла прославленная скрипачка из Нидерландов Янин Янсен. Её незаурядная интерпретация Концерта для скрипки с оркестром Петра Ильича Чайковского ошеломила слушателей своей новизной и оригинальностью. Феноменальная техника игры, густой насыщенный звук, яркая харизма и потрясающая внешность – все эти качества являются лишь малой частью слагаемых успеха несравненной Янин Янсен.

Estonian Philharmonic Chamber Choir in Tartu

Финальным аккордом программы шведских музыкантов стала Третья «Рейнская» симфония ми-бемоль мажор, соч. 97 Роберта Шумана. Оркестр под управлением Сакари Орамо звучал очень выразительно, в каждой из частей цикла демонстрируя определённые краски и настроения. Творческой натуре Сакари Орамо свойственны высочайший профессионализм, яркая эмоциональность и аристократизм. И все эти качества, несомненно, отразились в пылкой трактовке финского маэстро симфонии Шумана.

На следующий день в Тарту с единственным концертом приехал знаменитый Камерный хор Эстонской филармонии под руководством Пола Хиллера (Великобритания). Музыканты продолжают серию концертов к 35-летию со дня основания коллектива.

Хор пел под сводами старинной Яановой церкви, уникального памятника архитектуры средневекового зодчества Эстонии.

Концерты Пола Хиллера отличаются художественным многообразием идей, универсальным репертуаром, охватывающим музыку самых разных эпох и стилей. Пол Хиллер активно сотрудничает с Арво Пяртом (он автор известной монографии о композиторе) и Стивом Райхом.

Репрезентативной оказалась новая программа хора, составленная Полом Хиллером, – «Ночные песни» женщин-композиторов.

Цикл хоровых поэм «Ночь жизни» современного эстонского композитора Галины Григорьевой на тексты Иннокентия Анненского предварили песнопения «Аллилуйя» Нино Янджгавы (Грузия), затем прозвучали несколько хоровых сочинений Леры Ауэрбах (США). Приятное впечатление оставила музыка польского композитора Роксанны Пануфник. В её хоровом цикле Wild Ways («Дикие пути») на тексты Иккю Содзюна, японского дзен-буддийского монаха, поэта и художника, преобладают мистические настроения, философская лирика. Каждая из миниатюр сопровождалась интерлюдиями на древнейших видах средневековых флейт. Солист Конрад Штейнманн (Бельгия) играл на авлосе, шакухачи и теноровой блокфлейте.

 

Все права защищены. Копирование запрещено