IMG_2690

Фото Сергея Бирюкова

На идею фестиваля «Безумные дни», что прошел в минувший уикэнд в Екатеринбурге, можно представить себе две реакции. Первая: «94 концерта? В три дня?! Зачем???» Вторая: «Какое безбрежное море камерной и симфонической музыки, как интересно!»  Буду прям: когда рассказываешь о фестивале людям, на нем не бывавшим, скептическая реакция обычно преобладает. И даже совсем откровенно: я сам поначалу высказал организаторам, пригласившим меня на их смотр, решительное непонимание. И должен  благодарить их настойчивость за предоставленный шанс изменить свое представление о том, каким может быть праздник классической музыки.

Впервые эта мысль – пригласить не избранную публику на дорогое гурманское музыкальное угощение (так – на большинстве фестивалей мира), а буквально окунуть десятки тысяч людей в океан классики, предложив им огромный выбор концертов по очень скромным ценам, пришла французскому продюсеру Рене Мартену еще в 1995-м. Тогда он, поклонник одновременно рока и симфонической музыки, подумал: почему на концерт «Роллинг стоунз» приходят 30 тысяч зрителей, а на симфонию Бетховена в лучшем случае 3 тысячи? И возник замысел – погрузить город в классические музыкальные звучания так, чтобы у людей практически не осталось шанса миновать их.

Уличная программа фестиваля. Фото Сергея Бирюкова.

Уличная программа фестиваля. Фото Сергея Бирюкова.

И вот уже 22-й год в городе Нанте проходят знаменитые «Безумные дни». 350 концертов, 230 тысяч проданных билетов – не за два десятилетия, а за один уикэнд! И не на попсу, а на сонаты Моцарта, квартеты Брамса, романсы Дебюсси… Поверить трудно, но это так. Принять участие в программах почитают за честь мировые звезды – пианистка Марта Аргерих, певица Барбара Хендрикс… И многие российские исполнители: виолончелисты Наталья Гутман и Александр Князев, альтист Юрий Башмет, пианисты Николай Луганский и Борис Березовский…

Пример Нанта оказался заразительным. Уже 11 раз «Безумные дни» прошли в Токио, 6 – в Бильбао, 5 – в Варшаве. В сентябре 2015 года на карте праздника впервые появился новый флажок: Екатеринбург. Это – плод давнего сотрудничества Рене с российскими, в том числе уральскими музыкантами: филармоническим оркестром, симфо-хором… На 70 концертов пришли 22 тысячи слушателей. Успех побудил продолжить дело, и 8-10 июля 2016-го состоялись  вторые «Безумные дни»: 94 концерта и 26 тысяч посетителей.

Программа "Песня птиц". Фото Сергея Бирюкова.

Программа «Песня птиц». Фото Сергея Бирюкова.

Будем справедливы: при всей кажущейся стихийности, программа «Дней» достаточно структурирована. Каждый раз Рене придумывает для праздника сквозную тему – нынче она формулировалась так: «Слушай природу!». В этой общей теме выделялись четыре тематические

направления : стихии, времена года, флора и фауна. Слушатель мог выбрать – идти ли ему на программу, где франко-американское «Гольдберг-трио», усиленное коллегами из Германии и Израиля, «просто» играло Форельный квинтет» Шуберта – или предпочесть «авангардное» исполнение камерных пьес Моцарта, Шумана, Дворжака француженками Лизой Кероб (скрипка) и Шани Дилюка (фортепиано) под виртуозную имитацию пения птиц  Джонни Рассом и Жаном Буко. Надо сказать, последнее далеко не сразу меня убедило: ну зачем в скрипичной сонате Моцарта, где каждый звук на вес золота, еще какие-то посторонние трели? Лишь постепенно, погружаясь в «птичью» тематику вечера – «Вещая птица» Шумана, «Маха и соловей» Гранадоса и пр. – я оценил, насколько тонко, притом неизменно с легким юмором, внедряются эти диковинные голоса в музыкальную ткань произведений.

Жан-Клод Пеннетье играет программу баркарол. Фото Сергея Бирюкова.

Жан-Клод Пеннетье играет программу баркарол. Фото Сергея Бирюкова.

Екатеринбургские «Безумные дни-2», может быть, уступали первым по громкости имен. Здесь не было Николая Луганского или Бориса Березовского, зато, например, был покоривший своей серьезностью Жан-Клод Пеннетье с не только очень красивой, но и познавательной программой, состоящей из одних баркарол, т.е. «песен на воде». И если Баркаролу Шопена знают все, кто хоть как-то соприкасался с музыкальной классикой, то для меня, например, было откровением, что в этом жанре так много и так ярко работал чудесный мастер позднего романтизма Габриэль Форе.

А сколько благородной и очень «природной» музыки написано композиторами Севера – не только Григом («Из времен Хольберга») или Сибелиусом («Сельская сюита»), но куда менее известными шведом Карлом Микаэлем Бельманом (Элегия и Застольная из Шведской сюиты в  переложении Тимура Мынбаева), и норвежцем Юханом Северином Свенсеном (Две исландские мелодии). О них напомнила программа Екатеринбургского камерного оркестра “B-A-C-H” под управлением Николая Усенко «Музыка северных морей».

Цзян Цзянь Хуа (эрху) и Оливье Шарлье (скрипка) составили отличный дуэт. Фото Сергея Бирюкова.

Цзян Цзянь Хуа (эрху) и Оливье Шарлье (скрипка) составили отличный дуэт. Фото Сергея Бирюкова.

А какие волшебства таит в себе совсем не известный отечественному слушателю восточный музыкальный мир! Притом, что автору этой заметки в фестивальном круговороте так и не удалось выбраться на концерты аутентичных коллективов, в том числе ансамбля ударных под управлением Эйтецу Хайаши из Японии. Но хотя бы получилось послушать китайский инструмент эрху в ансамбле со скрипкой и оркестром (концерт «Влюбленные бабочки» композиторов Чэнь Гана и Хэ Чжаньхао). И хотя партитура, написанная в 1950-е годы, еще наивно ориентирована на европейский романтизм XIX века, звучание этой «маленькой китайской виолончели» в руках потрясающей мастерицы Цзян Цзянь Хуа, оттененное виртуозными пассажами скрипки (Оливье Шарлье), унесло в совсем космические миры – показалось, таким голосом могла бы петь сама Аэлита.

Директор Свердловской областной филармонии Александр Колотурский, известный своей любовью к новациям (чего стоит один только «виртуальный концертный зал» – трансляции филармонических событий в десятки райцентров), с увлечением включился в организацию праздника. Хотя, если быть точными, он давно в нее включен, поскольку уральские музыканты не первый год участвуют в фестивалях Рене Мартена. Впрочем, Александр Николаевич считает недостатком то, что екатеринбургской публике приходится путешествовать между различными зданиями. В Нанте, рассказывает он, Мартену удалось выстроить огромный концертный комплекс с семью залами, вместимостью от 80 до 1900 мест. Отсюда и те громадные цифры посещения, до которых уральцам пока далеко, ведь здесь Большой зал филармонии, самый крупный из всех фестивальных, имеет лишь 700 мест, и вопрос постройки новой филармонической площадки не просматривается даже в перспективе, даже при самом благоприятном отношении властей к филармонии.

Камерным оркестром "B-A-C-H" дирижирует Николай Усенко. Фото Сергея Бирюкова

Камерным оркестром «B-A-C-H» дирижирует Николай Усенко. Фото Сергея Бирюкова

Конечно, финансовые возможности французов и россиян пока сильно отличаются. Если бюджет фестиваля в Нанте в отдельные годы доходил до 4 млн. евро, то Свердловская область смогла выделить на праздник только 20 млн. рублей, т.е.раз в 15 меньше. Впрочем, спасибо и на том, ведь у нас многие статьи расходов скромнее, чем на Западе.

Понимая мечты екатеринбуржцев о новых возможностях, замечу все же, что и в нынешнем формате есть своя прелесть. Ведь все залы – в шаговой доступности. И даже приятно, особенно в летнее время, выйти из, допустим, старинного зала имени Маклецкого (музыкальное училище) и прошагать несколько сотен метров по улице Либкнехта, одной из красивейших в городе, до занимающего целый квартал сказочного дворца – усадьбы Расторгуева-Харитонова. А оттуда – к современному Театру юного зрителя с его двумя залами. Оттуда через парк – к удивительному своим авангардным уютом Камерному театру, похожему на маленькую стеклянную пирамиду…

Концерты под открытым небом проходили в очень непосредственной атмосфере. Фото Сергея Бирюкова.

Концерты под открытым небом проходили в очень непосредственной атмосфере. Фото Сергея Бирюкова.

Тем более что программы не утомительны по объему, занимая в среднем 45 минут. Если же недосуг озаботиться покупкой даже таких дешевых билетов, как на «Безумных днях» (любой концерт стоит 200 рублей), то можно просто присесть на громадном уличном амфитеатре у того же ТЮЗа и послушать что-нибудь из офф-программы, впервые затеянной на этом празднике при содействии городских властей. Например, сет отличного скрипача и шоумена Аркадия Клейна, который и джазовую фантазию вам сыграет, и устроит викторину на темы «Безумных дней» (допустим – сколько залов или оркестров задействовано в фестивале), а ответившим на нехитрые вопросы подарит диски с хорошей классикой…

И все же – какой интерес артистам участвовать в столь «неправильном» фестивале? Если, по откровенному признанию самого Рене Мартена, какой-нибудь струнный квартет получает у него 3000 евро НА ВСЕХ за ВСЕ выступления… Тот же Рене отвечает: всякому артисту интересно знакомство с новой публикой. В том числе российской, екатеринбургской. Кроме того, за десятилетия сформировался круг друзей фестиваля, разделяющих взгляды Рене на продвижение классики. Пусть не все из них – музыканты с громкими именами. Но порой радость художественного открытия – вот как с Пенетье и его баркаролами – важнее блеска пассажей. А у молодого французского пианиста Давида Кадуша, познакомившего слушателей с чудесными циклами «В тумане» Яначека и «На вольном воздухе» Бартока, обнаружился дополнительный русский мотив: он учился в Мадриде у Дмитрия Башкирова и от него заразился интересом к нашей культуре и жизни.

И публика на «Безумных днях» подбирается особая. Однажды даже стало неловко за свой критический «цинизм» перед ее энтузиазмом – когда во время заключительного концерта Уральского академического симфонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса нас с коллегой попросили прекратить «болтать» – а мы всего-навсего позволили себе коротко заметить друг другу, что довольны исполнением Концерта Грига и поэмы «Влтава» Сметаны…

Директор филармонии Александр Колотурский и Рене Мартен (справа от него) закрывают фестиваль. Фото Сергея Бирюкова

Директор филармонии Александр Колотурский и Рене Мартен (справа от него) закрывают фестиваль. Фото Сергея Бирюкова

И еще о публике: на фестиваль уже приезжают из отдаленных городов. Платя за это немалые деньги. Знаю, о чем говорю, поскольку кое-кого из своих земляков-москвичей рекрутировал лично. Не пропагандируя – просто рассказав о том, что предстоит. И получив после благодарную эсэмэску: «Спасибо, это были дни счастья».

Даже если такой фестиваль не выходит в коммерческий плюс, подобный отклик на него оправдывает все издержки. Ведь эти люди наверняка захотят еще не раз вернуться в филармонические залы. А если развернуть дело так, как это поставлено у Рене в Нанте – с массовой продажей книг, пластинок и пр. – кто знает, может, и коммерческий успех приблизится.

Тем временем Рене и его екатеринбургские партнеры уже точно знают сроки следующих двух фестивалей: 1-3 сентября 2017 года и 8-10 сентября 2018-го. Темой праздника 2017 года станет «Танец». Где, как не на Урале с его школой современной хореографии, такой смотр проводить.