(р. 1969)

Надя Михаэль

Немецкая оперная певица Надя Михаэль родилась в ГДР, в Лейпциге. Детство ее пришлось на эпоху, когда Советский Союз представлялся восточным немцам идеальным миром, у Нади даже был советский друг по переписке. Разочарование пришло в эпоху Перестройки, а с ним – понимание, что идеального мира не бывает, что не могло не наложить отпечаток трагедийности на мироощущение…

Талант певицы Надя открыла в себе не сразу – в подростковом возрасте девочку больше привлекал спорт, она весьма серьезно занималась плаванием, но скоро перестала видеть какой-то смысл в механическом повторении движений, да и потенциала будущей олимпийской чемпионки в себе не чувствовала.

Хоть Надя и является уроженкой Восточной Германии, обучалась она на Западе – сначала в Штутгарте, затем в США, в Индианском университете. В начале своей оперной карьеры певица выступала в меццо-сопрановых партиях. Она исполняла роль Венеры в «Тангейзере» в Вене и Тулузе, Кармен в Брюсселе и Неаполе, Амнерис в Генуе и Вероне, Эболи в Гамбурге и Лондоне, Кассандру в «Троянцах» Гектора Берлиоза в Лейпциге и Флоренции, а также принимала участие в концертном исполнении «Тристана и Изольды» в партии Брангены.

Карьера Нади в качестве меццо-сопрано складывалась успешно, но наступил момент, когда этот репертуар стал некомфортен для ее голоса. И вот артистка дебютирует в качестве сопрано. Произошло это в 2005 г., Надя выступила на сцене Нидерландской оперы в роли Мариэтты в «Мертвом городе». Эта опера Эриха Вольфганга Корнгольда – прямого продолжателя вагнеровских оперных традиций – ставится не так уж часто, поскольку для нее необходимо исключительно сильное лирико-драматическое сопрано, но Надя Михаэль обладает голосом как раз такой природы.

В дальнейшем в репертуаре ее появляются новые сопрановые партии: Леонора в «Фиделио», леди Макбет, Ифигения, Елизавета в «Тангейзере», заглавная роль в «Саломее» Рихарда Штрауса, Тоска, Медея в одноименной опере Луиджи Керубини. Последнее произведение иногда называют «неисполнимо сложным» «слишком длинным и рыхлым» – но ведь именно Медея была любимой ролью великой Марии Каллас! Когда же эту роль впервые исполнила Надя Михаэль, критики заговорили о рождении новой великой певицы. У нее для этой роли есть все – и пронзительные высокие ноты, и зловеще рокочущие «низы». Есть у артистки и драматический дар – ее с полным правом можно назвать не просто певицей, а «поющей актрисой». Недаром в ее репертуаре так много героинь с трагически изломанной судьбой. Воплощая такие образы, как леди Макбет, Медея или Саломея, Надя Михаэль старается донести до публики мысль о том, что «злые люди – тоже люди», ведь эти героини начинали разрушать все то, что было им так дорого, когда злая судьба выжгла в них все доброе.

Еще одну злодейку – на сей раз из вагнеровского репертуара – Михаэль впервые сыграла в Российской Федерации. В 2016 г. на сцене Мариинского театра певица выступила в партии Ортруды в «Лоэнгрине», а ее партнершей – исполнительницей роли Эльзы – стала Анна Нетребко. В процессе работы певицу поразил тот «командный дух», какого она никогда не замечала в европейских театрах. К счастью, будучи восточной немкой по происхождению, она достаточно легко смогла вписаться в такой стиль работы.

Сыграла Надя Михаэль на российской сцене и другую трагическую героиню – в Большом театре она выступила в партии Катерины Измайловой. В этот образ она привнесла оттенок немецкого экспрессионизма, поднимаясь до предельного эмоционального накала в сценах, связанных не столько с любовью, сколько со смертью – с призраком Бориса Тимофеевича, над трупом Зиновия Борисовича, в арии «В лесу, в самой чаще есть озеро».

Впрочем, первое выступление Нади в России состоялось гораздо раньше – в 2009 г. когда она дала в Москве концерт с Национальным филармоническим оркестром России. Концерт этот мог и не состояться в силу досадного недоразумения: уже в аэропорту в Берлине артистка вспомнила, что забыла… озаботиться получением визы. Пришлось немедленно отправиться в посольство, довольно долго простоять в очереди и столкнуться с упорством охранника, который не понимал или не хотел понимать, что у артистки срывается концерт. И тогда Надя… спела перед ним «Утро туманное». К счастью, охранник музыку любил – и сразу же пропустил ее. Чтобы получить визу, пришлось спеть романс еще раз – уже перед чиновником. В результате Надя благополучно прибыла в Москву и порадовала публику исполнением арий из «Ифигении в Тавриде», «Медеи» и «Саломеи».

Надя Михаэль – весьма разносторонняя натура. Она увлекается йогой, философией Карла Густава Юнга и даже… пишет рок-баллады. К этой области творчества ее привело недовольство некоторой узостью оперного жанра, где – как кажется ей – слишком большое значение придается высоким нотам. Создавая песни, Надя чувствует большую свободу. По этой причине она отказалась петь на открытии чемпионата по легкой атлетике в Берлине, но сочинила для этого мероприятия балладу, сочетающую в себе классический вокал и шумовые эффекты, чем привела в восторг публику.

 

Музыкальные Сезоны