Михаил Михайлович Фокин поставил множество балетов: «Шопениана», «Шехеразада», «Павильон Армиды», «Петрушка»… Среди этого великолепия поистине трудно выбрать лучший балет. Но у хореографа было на этот счет свое мнение – лучшим из своих творений он считал одноактный балет «Карнавал» на музыку Роберта Шумана.
«Маленькие сцены, написанные на четыре ноты», – так определил сам Роберт Шуман созданный им фортепианный цикл. Это произведение привлекало внимание Фокина, он задумывался о создании балета, однако непосредственным поводом послужила инициатива поэта Петра Петровича Потемкина и Михаила Германовича Корнфельда, издателя журнала «Сатирикон». Они предложили хореографу создать небольшую балетную постановку для бала, который устраивался журналом «Сатирикон» в зале, принадлежавшем Анне Павловне Павловой. Примечательно, что балу было дано название «Карнавал» – и это заставило Фокина вспомнить о своих замыслах относительно шумановского фортепианного цикла.
При работе над балетом Фокин ориентировался, с одной стороны, на заглавия номеров, с другой – на биографию самого Роберта Шумана в той мере, в какой она отражена в «Карнавале». Хорошо известно, что многие персонажи «Карнавала» являются «отражениями» самого композитора и людей из его окружения: пылкий Флорестан и мечтательный, меланхоличный Эвзебий – это разные стороны личности Шумана, Киарина – Клара Вик, его супруга и любовь всей жизни, Эстрелла – Эрнестина фон Фрикен, женщина, в которую он некоторое время был влюблен (они даже были помолвлены).
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев