Мистер говорящие подошвы

Он стал танцующим символом голливудских музыкальных комедий 30–40-х годов прошлого века. Кажется, сам ХХ век кружился в ритме чечетки Фреда Астера. Критики называли его «волшебником сцены», «человеком, преодолевшим земное притяжение», «джентльменом с золотыми ногами». Зрители сходили с ума от «говорящих подошв» Фреда Астера, и не было женщины, которая не мечтала хотя бы раз в жизни станцевать с ним.

Однажды, когда артиста представили королеве Великобритании Елизавете II, он напомнил ей, что королева-мать оказала ему честь танцевать с ним, на что ее величество заметила: «Вы хотите сказать, что это она имела счастье танцевать с вами!»

Начались эти танцы для Фредерика Аустерлица – таково настоящие имя Астера – в 4 года, когда вместе со старшей сестрой Аделью он поступил в танцевальную школу в Омахе, их родном городке штата Небраска. Уже в 6 лет, надев черный фрак, Фред танцевал на профессиональной сцене. «Всю жизнь мне казалось, что я родился во фраке», – напишет актер позднее. Таким он и вошел в историю танца – стремительным, в элегантном черном фраке, в белоснежной рубашке с прилепившейся к ней «бабочкой» и белой гвоздикой на левом лацкане.

Но прежде чем танец Фреда Астера покорил мир, были долгие годы постижения профессии и кропотливого труда. Выступая на сценах мюзик-холлов Нью-Йорка и Лондона, Адель и Фред рано узнали не только, что такое успех, но и как бороться с поражением. «Только вера в будущее заставляла нас без устали работать и совершенствоваться», – говорил Астер. Молодого танцовщика отличало фантастическое трудолюбие; он репетировал по восемь часов в день, тренируя ноги и тело не менее тщательно, чем балетный артист. Техника и грация Фреда Астера приводила в восхищение даже звезд балета. Джордж Баланчин называл Астера самым изобретательным танцором всех времен.

В 16 лет Фред подружился с молодым композитором и пианистом Джорджем Гершвиным. Из этой дружбы родились два мюзикла Гершвина: «Леди, будьте добры» и «Забавная мордашка», в которых Адель и Фред с триумфом выступали в Лондоне в середине 20-х годов.

С сестрой Аделью

Всё время, пока Адель и Фред танцевали вместе, а это чуть больше четверти века, главная роль всегда принадлежала Адели, сестра своим горячим темпераментом затмевала брата. Но когда Адель вышла замуж, их дуэт распался. Брат оказался в трудном положении. Нужно было искать новую партнершу и начинать карьеру почти с нуля. К тому же его возраст, а Фреду исполнился 31 год, мог стать серьезным препятствием на пути продвижения к новым успехам. Однако Астер справился с этим препятствием так же легко, как справлялся в своих танцах с силой земного притяжения. На этот раз он решил испытать судьбу в Голливуде.

Появление Астера на «фабрике грёз» произвело сенсацию, но сначала не художественную, а техническую. В те годы, снимая музыкальные фильмы, кинооператоры увлекались различными спецэффектами: наплывами, изощренными ракурсами, двойной экспозицией, ускоренными темпами… На экране могли появиться сначала ноги исполнителей, потом их неожиданно «перебивали» улыбающимися лицами, затем наползали детали интерьера… Поэтому Фред добился права вмешиваться во все стадии производства кинокартин со своим участием, вплоть до озвучивания и монтажа. Во время съемок первого фильма Астер и его хореограф Хермис Пен настояли на том, чтобы на протяжении всего танца фигура танцовщика ничем не перебивалась и была показана в полный рост.

На просмотре сразу после первого танцевального номера зал разразился аплодисментами, так как ничего подобного ранее не было. Огромное значение придавал Астер не только тому, как смотрится танец, но и как он «звучит». Звук, выбиваемый артистом в степе, записывался отдельно от самого танца, когда фильм уже был снят и смонтирован. В специальной студии, надев наушники, артисты вновь танцевали свои номера. Было утомительно и нудно, так что некоторые звезды просили своих хореографов делать за них эту скучную работу. И только Астер никогда не отказывался от дубляжа: для него было важно всё, даже то, как звучит покрытие пола. Астер экспериментировал с различными сортами дерева, добиваясь необходимого ему звучания. Однажды, чтобы получить особый приглушенный звук, он попросил налить под деревянную обшивку воды. Но, конечно, главным для Астера оставался сам танец.

Фред Астер

В танце, который и сегодня поражает юмором, азартом и легкостью исполнения, Астер буквально парил над землей. В то время, как его руки порхали, как крылья птицы, ноги плели изощренные хореографические узоры. В танце Астера есть всё: прыжки, верчения на полу и в воздухе, разнообразные элементы классического танца. Он то кружится в умопомрачительном ритме вальса, страстно обнимая партнершу, то горячо отбивает степ своими заводными ногами. Астер ввел в свой танец разнообразные предметы: тросточку, канотье, цилиндр, вешалку… В его руках они оживали.

Фред Астер. Фотограф Мартин Мункачи. 1936

Стоя на крышке рояля, артист проводил ногой по клавиатуре, и рояль начинал звучать. Астер «играл» с целыми группами ударных инструментов, он танцевал между ними, извлекая звуки ударами ног. А если на его пути оказывался стул, то и стул начинал жить в ритме его танца. И всё это артист делал легко, словно импровизировал. Но эта легкость достигалась самоотверженной репетиционной работой. При этом Астер никогда не испытывал удовлетворения от своего танца. Он мог сутками повторять одно и то же движение, пока у него не получалось так, как он задумал. Помимо танцев, Астер еще и пел. Негромкий, нежный, шелестящий голос придавал его облику и танцам особое очарование, хотя во внешности Астера не было ничего от супермена. Сам Астер с юмором относился и к своей внешности, и к своим вокальным данным. Однажды он заявил журналистам: «Вы только взгляните на меня. Кожа да кости. Лицо угловатое. Скулы торчат. Голоса – ни на грош. Словом, заурядный исполнитель, который только и умеет бить степ». Однако этот заурядный исполнитель покорил весь мир.

С Джинджер Роджерс в фильме «Давайте потанцуем»

После завершения в 1933 году съемок в своем первом фильме «Танцующая леди» Астер понял, что именно в кино сможет добиться высших результатов. Кинематограф дарил ему не только огромную аудиторию, великолепные технические достижения, но и полную танцевальную свободу. И он навсегда оставил сцену. Теперь в его жизни только кинематограф и новая партнерша – Джинджер Роджерс. Ее настоящее имя Вирджиния Кэтрин Макмат (Роджерс – фамилия отчима). Джинджер была на 12 лет моложе Фреда, а начало ее творческого пути оказалось столь же насыщенным, как и у Астера.

С Джинджер Роджерс в фильме «Цилиндр»

Первый совместный фильм «Полет в Рио» мгновенно привлек к ним внимание зрителей, хотя на экране они появлялись всего лишь на две минуты. Но так зажигательно станцевали кариоку на крышках семи белых роялей, что затмили исполнителей главных ролей картины. Второй – «Веселая разведенная» – стал одним из самых кассовых фильмов 1934 года. Последовавшие за ним «Цилиндр» и «Роберта» побили кассовые рекорды 1935 года. В следующем году Астер и Роджерс заняли третье место в десятке самых популярных звезд Голливуда. Вместе они снялись в десяти фильмах, поражая зрителей своим исключительным дуэтом. Казалось, они были созданы друг для друга – жизнерадостная, огненно-рыжая Джинджер и стильный, подтянутый Фред. Кэтрин Хепберн говорила о них: «Она добавляет ему соблазнительности, он ей – высокого класса». Многие зрители наивно думали, что они муж и жена.

С Джинджер Роджерс в фильме «Время свинга»

Но в действительности всё было не так романтично, как виделось на экране. Отношения между Фредом и Джинджер на протяжении их совместной карьеры оставались натянутыми. Астеру казалось, что его партнерша не столь самоотверженна, как ему хотелось, его раздражали ее чрезмерность и некоторая вульгарность. А Джинджер ревновала к славе Астера и мучилась, считая, что в ней погибает талант драматической актрисы. Джинджер хотела доказать себе, Фреду, всем, что она не только партнерша Фреда Астера, а настоящая актриса.

С Лесли Карон в фильме «Длинноногий папочка»

И она это доказала. Сразу после ухода от Астера Джинджер снялась в драматической роли в фильме «Китти Фойл», и была удостоена в 1940 году премии «Оскар» (Астер своего «Оскара» получит только через 9 лет). В том же году Астер и Роджерс последний раз танцевали вместе в фильме «Семья Беркли на Бродвее», чтобы потом окончательно расстаться.

С Ритой Хейворт в фильме «Ты никогда не была восхитительнее»

После Джинджер у Фреда никогда больше не было постоянной партнерши. Но его слава самого желанного мужчины от этого не померкла. В его объятиях кружились первые дамы американского кино: Рита Хейворт, Джуди Гарланд, Сид Чарис, Лесли Карон, Одри Хепберн…

«Я знала, что неважно пою и неважно танцую, но возможность играть вместе с Фредом Астером не оставляла места сомнениям», – вспоминала Одри Хепберн, сыгравшая с Астером в фильме «Забавная мордашка». Астеру тогда исполнилось 57, он был на 30 лет старше Одри, но это не помешало их танцевальному дуэту и успеху фильма. Много позже Одри рассказала об их первой встрече: «На Фреде была желтая рубашка, серые фланелевые брюки, красный шарф, завязанный вокруг талии вместо пояса; его знаменитые ноги в розовых носках были обуты в мягкие мокасины, а лицо освещала неотразимая улыбка. Одного взгляда на этого жизнерадостного, элегантного незаурядного человека-легенду было достаточно, чтобы руки и ноги у меня налились свинцом, а душа ушла в пятки. Но вдруг я почувствовала, как Фред с неподражаемой грацией и легкостью обвил рукой мою талию и буквально оторвал от земли. (По словам Астера, Одри так дрожала, что у него не оставалось другого выбора.) Меня охватил восторг. Наконец сбылась моя мечта – затаенная мечта всех женщин в мире, – хоть раз в жизни потанцевать с Фредом Астером!»

С Сид Чарисс в фильме «Театральный фургон»

Последний раз Фред Астер пронесся в вихре танца в 1968 году в фильме «Радуга Фейниана», накануне своего 70-летия. После этого артист хотя и продолжал сниматься, но уже не танцевал. «Я не хочу, чтобы меня называли старым танцором, хотя бы и лучшим в мире».

Если на экране Фред Астер обнимал красивейших женщин Голливуда, то в жизни он был одним из самых верных мужей Америки. Никаких скандалов, любовных похождений, громких бракоразводных процессов. В 30-е годы Астер женился на девушке из богатой семьи Бостона – Филлис Поттер, усыновив ее трехлетнего сына от первого брака, а она родила ему двоих детей. Это был счастливый союз, длившийся 20 с лишним лет. Но в 1954 году Филлис умерла от рака легких. Фред тяжело переживал потерю жены. Но четверть века спустя, уже в преклонном возрасте, когда ему исполнился 81 год, вновь женился. Его супругой стала 37-летняя женщина, оказавшаяся верной и преданной женой. Она была рядом с Фредом до последнего дня его жизни; на ее руках он умер от пневмонии на 88-м году жизни – 22 июня 1987 года.

Фред Астер и Джинджер Роджерс — танец из фильма «Время свинга»

Как-то Фред Астер сказал о себе: «Мне всегда хотелось танцевать в своей собственной манере, выходящей за рамки существующих правил. Я терпеть не мог, когда мне указывали, как надо ставить ноги, или делали какие-то другие замечания. Я никогда не танцевал ради денег и славы. Я всегда танцевал так, как мне нравилось. А про историю и философию танца знал ровно столько же, сколько и об устройстве телевизора, – то есть ничего. Танцевал – и всё тут!»

 

Все права защищены. Копирование запрещено. 

 

Просмотров: 55