Уже не первый год одним из самых заметных мероприятий фестиваля балета «Мариинский» становится программа под названием «Творческая мастерская молодых хореографов». В этот раз она началась с печальной ноты: заполненный до отказа огромный зал Мариинки-2 встал, чтобы почтить минутой молчания погибших в страшном теракте в петербургском метро…
Зрительский интерес к «Мастерской» понятен: проблемы с развитием балетного жанра требуют притока новых сил. Воспитать же балетмейстера непросто, несмотря на соответствующие направления в вузах страны.
В программе нынешней «Мастерской» шесть участников. Трое уже известны по прошлым фестивалям: Илья Живой, Максим Петров, Владимир Варнава; три новых имени: Ольга Васильева, Гильерме Масиел (Бразилия) и Гарриет Смит (США). Сразу возникает недоумение: как и зачем в число отечественных претендентов на балетмейстерскую славу затесались два иностранца? Какая нужда заботиться государственному (подчеркиваю: государственному!) Мариинскому театру об их раскрутке? Как исправный налогоплательщик, я имею право на такой вопрос.
Вечер делился на две части. В первой – пять номеров, несвязанных друг с другом; во второй – четыре опуса разных авторов сложились в единое целое под названием «Мечтатели».
Во всех номерах, независимо от индивидуального почерка создателей, есть нечто общее – это оформление. Скудность средств определяет его скромность: представление идёт без декораций, оттеняясь только тёмным или светлым цветом задника и кулис, что придаёт сценическому пространству строгость и определённый шарм. На сей раз большинство номеров сдабривались изрядным количеством клубов пара.
В первом отделении были показаны два номера Гильерме Масиела (Guilherme Maciel), двадцативосьмилетнего бразильского танцовщика и хореографа, получившего за свои постановки несколько призов у себя на родине. Номер «С лучшей стороны» на музыку Петра Ильича Чайковского (к сожалению, под фонограмму) в исполнении трёх пар в красных купальниках сочетал стремительность и кантилену движений. Ликование в музыке отражалось в ликовании танца. «Укрытие-2016» на музыку «Лебедя» Камиля Сен-Санса исполнил сам Масиел вместе с Анастасией Лукиной. Никакой истории, только счастливое существование мужчины и женщины, никаких лебединых образов – и вдруг девушка отряхивается, как самый узнаваемый лебедь балетной сцены. Мимолётное движение, всего один штрих, остроумно намекающий, что любая сегодняшняя возлюбленная несёт в себе черты лебёдушки. Обе работы Масиела, поставленные неоклассическим танцем, показали, что он уверенно владеет этой техникой, а потому позволили ему по-своему взглянуть на известную музыку, дать ей новую, своеобразную интерпретацию.
Другой иностранный гость, Гарретт Смит (Garrett Smith), учившийся, танцевавший и начавший балетмейстерскую карьеру в США, а ныне являющийся артистом Норвежского национального балета, представил номер «Небесное» на музыку Антонио Вивальди и Томаса Таллиса. Четыре девушки и трое юношей в белых одеждах на белом фоне в клубящемся белом тумане изображали некое заоблачное существование. Сам хореограф заявил, что представляет себе «сцену священным местом встречи после смерти. Местом, где души воссоединяются с близкими и пребывают в мире и славе». Насчёт славы судить трудно, но попытки воссоединения всех со всеми прослеживались. Высокие поддержки, кульбиты и прочие акробатические штучки вселили надежду, что на том свете достаточно энергичное времяпрепровождение.
Ольга Васильева, получившая профессию хореографа в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, среди участников «Мастерской» оказалась единственной представительницей прекрасного пола. Её «Многословность» на музыку Нильса Фрама и Макса Рихтера в исполнении Нелли Смирновой и Андрея Арсеньева, как объясняет сама Васильева, о любви. Тема прочитывалась, и заявленная многословность присутствовала: партнёры то сближались, то отдалялись, используя масштабы огромной сцены, то «лишались речи», закрывая друг другу рты, то вновь «обретали голос».
Артист балета Мариинской труппы Максим Петров, уже заявивший о своих балетмейстерских работах, показал миниатюру Tromba Lontana на музыку одноимённого произведения американского композитора Джона Адамса. Задачей исполнителей (Елена Евсеева и Филипп Стёпин) было не воплощение человеческих эмоций или отношений, а передача в пластике музыкальных тем.
«Мечтатели» с эпиграфом «Человек начинает умирать, когда перестает мечтать» складывались из четырёх составляющих на музыку Daft Punk: Beyond, Within, Motherboard, Lose yourself to Dance, название которых перевести не удосужились.
Сочинители хореографии выстроились в таком порядке: Максим Петров, Владимир Варнава, Илья Живой, Максим Петров совместно с Ильёй Живым. Несмотря на тройственный союз, хореография получилась цельной. Достойно похвалы умение работать с достаточно большим кордебалетом. В первой части показаны оригинальные геометрические композиции, когда танцовщики хитроумно взаимодействуют в виде квадратов, параллельных линий.
Стройность и логику драматургии во второй части нарушает появление танцовщицы (Екатерина Кондаурова) из натуральной ванны. Мечта о чистоте тела не может вызывать осуждения, но она слишком конкретно смотрится на фоне бессюжетной символики остального действа. Впрочем, пластика Кондауровой так хороша, что про ванну сразу забываешь.
В целом же мечты, олицетворяемые в «Мечтателях» подчеркнуто спортивными, динамичными молодыми людьми, несут заряд позитивной энергии и вселяют надежду, что мечты о новых интересных работах на балетной сцене сбудутся по обе стороны рампы. Кроме того, жизнеутверждающий настрой программы был особо необходимым в печальные дни петербургской трагедии.
Фото — Наташа Разина
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев