(1854-1928)
Когда речь заходит о чешской музыке, сразу вспоминаются три великих имени. Первым в этом блистательном ряду был Бедржих Сметана, вторым – Антонин Дворжак, а те основы, которые заложили они, суждено было укрепить и развить Леошу Яначеку.
Подобно двум своим предшественникам, Леош Яначек появился на свет в ту пору, когда Чехия находилась под австрийским владычеством. Родился он в большой семье школьного учителя, человека далеко не богатого, у Леоша было тринадцать братьев и сестер (сам он среди них был девятым ребенком). В горном селении, именуемом Гуквальды, один учитель вынужден был преподавать несколько предметов, включая и музыку. Отец будущего композитора справлялся с этой обязанностью прекрасно – он играл на скрипке и органе, а преподавание в школе совмещал с руководством хоровым обществом и работой в качестве церковного органиста. После его смерти эту должность заняла жена (мать Леоша Яначека), которая кроме органа владела гитарой, а также прекрасно пела. Таким образом, будущий композитор в детстве познал сполна, что такое недостаток материальных благ, но никогда не испытывал недостатка в музыкальных впечатлениях, как и в общении с природой, детство его проходило среди живописных гор и лесов. Через всю жизнь пронес он любовь к родной земле, сочувствие к бедным и угнетенным, почтительное отношение к моравским крестьянам.
Музыкальные способности Леоша проявились рано, к тому же, мальчик обладал великолепным дискантом – и в одиннадцатилетнем возрасте он стал певчим в Старобрненском августинском монастыре в городе Брно. Здесь он не только участвует в богослужениях в качестве певчего, но и получает музыкальное образование. Композиции его обучает Павел Кржижковский – композитор и исследователь моравского музыкального фольклора. Память о пребывании в монастыре отразилась впоследствии во многих его творениях, в том числе и в «Глаголической мессе» – одном из лучших творений Яначека.
В 1873 г. Яначек возглавил хоровое общество «Святоплук», но он задумывается о продолжении образования, и предел мечтаний – обучение у Антона Григорьевича Рубинштейна в Санкт-Петербурге, но реальность вносит свои коррективы. Два года, начиная с 1876, он учится в Пражской органной школе, с 1878 г. получает образование в консерваториях – в Лейпциге, затем в Вене. Но здесь его не могут научить главному, к чему он стремится – творчеству на национальной основе, к этому приходится идти самостоятельно. Черты национальной самобытности в сочетании с общеромантическими чертами проявляются уже в самых ранних его сочинениях – «Зденкиных вариациях» для фортепиано, «Идиллии» и Сюите для струнного оркестра.
Важную роль в творческой судьбе Яначека сыграл Франтишек Бартош – педагог, лингвист и этнограф. Вместе с ним, начиная с 1886 г., Яначек совершил несколько фольклорных экспедиций, результатом явилась симфоническая сюита «Лашские танцы» и множество концертных обработок народных песен.
Интерес Яначека к фольклору проявляется и в оперном жанре. В 1887 г. он создает оперу «Шарка», основанную на средневековой легенде чехов о воинственной деве. В этой типичной романтической опере чешские мелодии присутствуют в изобилии. То же самое относится и ко второй опере – «Начало романа», и к балету «Ракош Ракочи». Однако композитор стремится воплощать на сцене не «седую древность», в которой так много вымысла и условности, а «живую кровь» современности, представлять в своих произведениях не великих героев, а обычных людей с их страстями и страданиями. Такова опера «Ее падчерица» («Енуфа»). В ней композитор избегает фольклорных цитат, но основывает музыкальный язык на интонациях моравских песен и разговорной речи, стремясь не столько к сладкозвучию, сколько к правдивости. Столь новаторскому сочинению долго пришлось ждать постановки.
Социально-обличительные мотивы присутствуют и в иных произведениях Яначека – например, соната «С улицы» помечена датой разгона демонстрации в Брно (1 октября 1905 г.), а хоры на стихи Петра Безруча вызывали такую бурную реакцию у публики, что концерты, на которых они исполнялись, сравнивали с митингами социалистов.
Последние годы жизни Яначека было удивительно плодотворным. В это время Чехия обрела свободу, а творчество его получило признание. Композитор создает множество камерно-инструментальных сочинений, вокальные циклы, несколько опер, причем две из них – «Катя Кабанова» и «Из мертвого дома» – основаны на произведениях русских писателей (соответственно Александра Николаевича Островского и Федора Михайловича Достоевского). Несколько раньше он обратился к творчеству Николая Васильевича Гоголя, создав симфоническую поэму «Тарас Бульба».
Леош Яначек ушел из жизни в 1928 г., простудившись во время посещения родной деревни. Композитор похоронен в Брно, где начинался его путь в музыкальное искусство.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев