Мемориальная квартира Святослава Рихтера
(ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58)
1 февраля 19:00
Исполнители:
Заслуженный артист России Алексей Лундин (скрипка),
лауреаты международных конкурсов
Яна Иванилова (сопрано),
Ольга Макарова (фортепиано).
В программе:
Николай Метнер.
1 февраля 2019 года на Большой Бронной состоится очередной концерт в новом цикле путешествий, посвященном музыкальной культуре и искусству Австрии и Германии. Программа «Муза вне моды…» познакомит слушателей с сочинениями одного из крупнейших русских композиторов немецкого происхождения, современника и друга С.В. Рахманинова, Николая Метнера. Его музыкальный портрет будет воссоздан известными исполнителями, блестящими интерпретаторами творчества Н. Метнера. В концерте примут участие – заслуженные артисты России Алексей Лундин (скрипка), Яна Иванилова (сопрано) и лауреат международных конкурсов Ольга Макарова (фортепиано)
Николай Метнер – один из последних романтиков, его часто называют «русским Брамсом», имея в виду не только характерный круг образов метнеровской музы, но и немецкое происхождение композитора. Творчество Метнера совпало с эпохой великих потрясений в истории и культуре начала XX века, однако, он категорически не принимал новаций современного искусства и считал угрозой любые посягательства на классические законы «музыкального космоса», существующего вне времени и пространства. «Модернистские течения в музыке – не более чем заблуждения, разрушающие связь между душой музыканта и его творчеством», – таков вердикт Метнера. Чувство «неприязни» к современным музыкальным течениям с годами только усиливалось и приводило композитора к сознанию своей «несвоевременности» и отчужденности от мира. Покинув Россию в 1919 году, странствуя по Европе, он писал Александру Гедике: «…мое отношение к современной музыке дошло до форменного помешательства. Когда я не сочиняю, то мысленно становлюсь на защиту своего любимого искусства от современных громил-композиторов». Среди «громил», уничтожавших «золотой век» европейской музыкальной культуры по мнению Метнера, были Р. Штраус, И. Стравинский, С. Прокофьев, не говоря уже о «нововенцах». Композитор, упорно защищавший «вечные ценности» классической музыки, по словам Л. Сабанеева, «греб против течения, против века, против надвигающегося, страшного для него призрака нового, то издерганно-нервного, то рекламно-“производственного”, непонятного, чуждого ему искусства». Однако «современный город», с его «лязгом и машинным стуком», все-таки прорывался в «готический собор», где молился «вечным богам» Н. Метнер, и тогда в фортепианных и вокальных миниатюрах, сонатах и концертах, построенных по законам классической формы, наполненных элегической грустью, эпическими картинами, лирическими переживаниями и воспоминаниями о «потерянном рае», возникали сложный полиритмический рисунок, многослойная, вязкая полифоническая фактура, усложненный гармонический язык, бросающие «грозовую» тень на сказочный мир красоты и гармонии, в котором жил «бедный рыцарь» – Николай Метнер.
Но «русский Брамс» не был абсолютно одинок в своем ретроспективизме. Желание найти точку опоры в искусстве прошлого, соединить новое содержание с классическими моделями, возродив к жизни старинные жанры и стили, возникло внутри авангардных течений с середины 1910-х и окончательно сформировалось в 1930-е годы. Неоклассицизм, к которому, безусловно принадлежит Н. Метнер, стал одним из важнейших и жизнеспособных направлений в искусстве XX века.
В программу концерта «Муза вне моды…» вошли произведения, относящиеся к музыкальным жанрам, наиболее характерным и определяющим творчество Метнера, – это программные фортепианные миниатюры, объединенные в циклы под названием «Сказки». Большую часть «Сказок» – 38 разнообразных по характеру, изящных и мастерски написанных пьес, – композитор создал в России. В них своеобразно претворена одна из важнейших черт романтизма – тесная связь литературы и народной поэзии с музыкальным искусством. Подобно романтическим балладам в «сказках» Метнера на первый план выступает образная антитеза – реального и фантастического. В первом отделении прозвучат «Сказки», ор. 20 (1909), «Сказки, ор. 14 (1905–1907) и две «Сказки» из ор. 34 (1916–1917).
Другим жанром фортепианной и инструментальной музыки, в котором Метнер достиг подлинных вершин мастерства, была соната. Друг музыканта, пианист А.Б. Гольденвейзер писал: «Едва ли кто-нибудь из композиторов после Бетховена владел в таком совершенстве сонатной формой, как Метнер. Метнеру также присуще какое-то врожденное, совершенно исключительное мастерство контрапункта, причем его полифоническая ткань мало похожа по стилю на баховский контрапункт, а скорее перекликается с приемами позднего периода творчества Бетховена». 14 фортепианных сонат, поражающие вдохновенной изобретательностью, заключают в себе целый мир психологически углубленных музыкальных образов. В концерте прозвучит одна из подлинных жемчужин «Соната-воспоминание», (ор. 38 a-moll), открывающая цикл «Забытых мотивов» (1918–1919), созданный Метнером накануне отъезда из России. Ярким контрастом к этому лирико-драматическому фортепианному опусу явится Первая скрипичная соната (ор. 21, b-moll), написанная в 1909-м. Каждая из трех частей цикла имеет название — «Канцона», «Танец», «Дифирамб» — что подчеркивает жанровое своеобразие этой полной юношеской витальности сонаты-сюиты. От утонченной и изысканной кантилены к темпераментному и энергичному танцевальному движению и, наконец, монументально-восторженному финалу.
Наконец, слушатели смогут познакомиться с еще одной важнейшей областью творчества Метнера – вокальной миниатюрой. Определяющим для композитора был выбор поэтического текста. С первых опытов создания романса он предъявляет высочайшие художественные требования к поэтическому слову. Всего Метнер написал более 100 песен и романсов на стихи русских и немецких поэтов, но любимыми его авторами оставались В. Гёте и А.С. Пушкин. Выбор в пользу великих классиков происходил в период расцвета новых течений в литературе, когда многие современники, включая С.В. Рахманинова и даже С.И. Танеева, обратились к поэзии символистов. Музыкальное воплощение стихов Гёте опирается у Метнера на традиции, сложившиеся не только в культуре русского классического романса, но и в немецкой романтической песне, где опыт «музыкальной гётеаны» (основы которой заложены Шубертом) был особенно богатым и разнообразным. Метнер обращается к лирике Гёте веймарского периода, в которой господствует тема человека и природы, что усиливает ассоциации с автором «Прекрасной мельничихи». Все три тетради песен на стихи Гёте написаны в ранний период творчества Метнера. На концерте прозвучит самый первый опыт композитора – Четыре песни на слова В. Гёте из ор. 6 (1905). Вторым равновеликим поэтом для Метнера был А.С. Пушкин. На его стихи композитор писал песни и романсы не только в России, но и в эмиграции. Стоит отметить, что музыкальное содержание романсов на стихи русского поэта гораздо глубже и разнообразнее, чем сочинения на стихи немецкого классика. Особенно это проявляется в усложненности фортепианной партии, которая начинает играть с годами не меньшую роль, чем голос. Она настолько тонко и виртуозно разработана, что многие песни вправе назвать «песнями для голоса и фортепиано». Во втором отделении концерта будут исполнены Четыре песни из ор. 32 (1915) на слова А.С. Пушкина и А.А. Дельвига, Четыре поэмы, ор. 45 (1922–1924) на слова А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева.
Юлии Де Клерк
Пока нет комментариев