Композитора Константина Боярского можно назвать «гражданином мира»: появившись на свет в России, он раскрыл свой талант в Великобритании. Родился он на Кавказе в семье музыкантов, с шестилетнего возраста обучался игре на скрипке – и уже тогда проявил незаурядную музыкальную одаренность. Это позволило Константину отправиться в Москву и стать учеником Центральной музыкальной школы, действующей при консерватории (его наставницей была профессор Инна Гаухман). Талантливый ученик немало концертировал в лучших залах страны, а в тринадцатилетнем возрасте юный скрипач удостоился премии Российского фонда культуры. Вскоре после этого – в 1990 г – семья Боярских покинула Россию, по прошествии года они поселились в Великобритании, и вся дальнейшая жизнь музыканта связана с этой страной.
Мать юного исполнителя – скрипачка Наталья Боярская – преподавала в Школе Иегуди Менухина, которая находится в графстве Суррей, и Константин стал ее учеником, поступив в это престижное музыкальное учебное заведение. Боярский окончил его в 1999 г., когда ему была присвоена степень бакалавра музыки. Следующим шагом к вершинам искусства стало поступление в аспирантуру Королевского музыкального колледжа. Здесь он начинал обучаться как скрипач, и в этом искусстве его наставлял Феликс Андриевский, но именно в пору учебы в Лондоне в творческой судьбе музыканта произошел важный поворот: он отказался от скрипки в пользу другого струнно-смычкового инструмента, гораздо более редкого в своей сольной ипостаси – альта. Новым наставником Боярского стал альтист Кристофер Веллингтон, а позднее – Саймон Роленд-Джонс. С отличием закончив аспирантуру, Боярский продолжал совершенствовать свое исполнительское искусство, беря уроки у различных известных музыкантов-альтистов, в том числе у Юрия Башмета.
И во время учебы в аспирантуре, и после ее завершения Константин Боярский принимал участие в музыкальных состязаниях, проходивших в разных городах и странах, и везде его исполнительское искусство получало высокую оценку. Например, в 1999 г. он одержал победу на Конкурсе альтистов имени Бернарда Шора, Музыкальная академия Киджи в Сиене удостоила его почетного диплома. Не менее успешным было выступление исполнителя на Конкурсе альтистов имени Лайонела Тертиса. Кроме того, музыкант удостоен премии Малколма Сарджента.
Константин Боярский выступает как солист, гастролируя по разным странам мира. В репертуар исполнителя входит немало скрипичных произведений Никколо Паганини, Генрика Венявского и других композиторов, аранжированных для альта им самим. Среди дирижеров, с которыми он сотрудничал – Антонио Паппано, Колин Дэвис, Лорин Маазель, Саймон Рэттл. Не ограничиваясь деятельностью концертирующего солиста, он выступает в составе оркестра театра «Ковент-Гарден», будучи ведущим альтистом этого исполнительского коллектива. Кроме того, он является одним из основателей Струнного квартета Белча, а также его концертмейстером. Несмотря на столь напряженную концертную деятельность, Боярский реализует себя не только как исполнитель, но и как музыкальный педагог, преподавая в Королевском музыкальном колледже и проводя мастер-классы во время различных музыкальных фестивалей.
Еще одной – не менее важной и значимой стороной музыкальной деятельности Константина Боярского является создание музыки. В качестве композитора он не получал систематического образования (не обучался на композиторском факультете какой-либо консерватории или колледжа), однако он брал уроки у различных композиторов – Родерика Суонстона, Марка-Энтони Тёрниджа, Малколма Сингера. И все-таки композиторские достижения Боярского – в основном результат самообразования. Список сочинений композитора весьма внушителен и разнообразен. В нем присутствуют произведения для солирующего альта – «В поисках Гарольда», три пьесы для альта и фортепиано, объединенные в цикл «Посвящение Пьяццолле», «Посвящение Шнитке» для альта и фортепиано, но композитор создает музыку и для других инструментальных составов. Среди его творений – сюита для скрипки и струнных «Спящие», два балета – «Шпалы» и «Дети войны», «Gloria» для хора с симфоническим оркестром, Сюита-концерт для виолончели и голоса с оркестром. Весьма многочисленны камерные сочинения Боярского – струнные трио «Музыкальная мозаика», «Воспоминания о танго» и «Созерцание» (исполняемые также струнным оркестром), фортепианный квартет «Танцы с ангелом», струнный квартет «Фигурации».
Хотя Константин Боярский давно не был на родине, он сохранил в своем сердце любовь к России и самые светлые воспоминания о ней, и этим обусловлено присутствие «русской темы» в его творчестве. Перу композитора принадлежит цикл из двенадцати песен, романсов и речитативов для сопрано, меццо-сопрано и тенора с фортепиано на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Образу великого поэта посвящено одно из наиболее значительных творений Боярского – опера «Пушкин» («Поэт и царь»), впервые поставленная в Москве в 2017 г.
Копирование запрещено.
Пока нет комментариев