Церемония открытия

Завершившийся 27-й открытый российский кинофестиваль «Киношок» и на сей раз свои проблемы и больные вопросы оставил до конца не решенными. Если прошлогодний анапский кинофорум был просто провальным, то нынешний, несмотря на кажущуюся стабильность, вновь остался в положении «между небом и землей», хотя и собрал под своим козырьком страны Таможенного союза.

Понятно, что все мытарства: смена шапки, дислокации, кадровые вопросы и прочее – упираются в финансирование, которое в последнее время, как я понимаю, скудное и еще раз скудное. Вице-президент и генеральный директор фестиваля, народная артистка России Ирина Шевчук, бьется, что называется, рыбой об лед, но и нынешняя ситуация в стране, да и груз прошлых ошибок, видимо, пока не дают выскочить из того капкана, в котором «Киношок» пребывает.

В этом году даже премию гильдии киноведов и кинокритиков вручить не смогли, так как киноспецы не очень спешили в Анапу: кто-то просто не поехал, кто-то предпочел черноморскому смотру другие кинопраздники. Но все же, несмотря ни на что, в первой половине сентября «Киношок» провел свои показы, раздав призы и награды.

Но и здесь произошел казус, очень странный и многим непонятный. Гран-при основного конкурса, за который боролись десять фильмов, был отдан одной из самых невнятных и откровенно слабых картин из Киргизии «Мунабия». История двух влюбленных, так и не решившихся связать себя узами Гименея, и их отношения через всю жизнь были показаны очень уныло и вяло. Режиссер, надо полагать, задумал свою ленту как грезу-мечту – светлую, грустную, уходящую в небеса, ведь не зря в начале фильма звучит прекрасный ноктюрн Шопена. Фильм и хотели облечь в форму лиричного, меланхолического, поэтичного ноктюрна. Но задумка так и осталась задумкой, так как «Мунабия», кроме тоски по убитому времени, никаких чувств не вызывает. Героиня на протяжении всего фильма усердно то тает от радости, то хмурится и печалится, а главный герой, как в плохом немом кино, активно изображает взнервленную пылкость и обреченность. Женщины в киргизском фильме все время «песочат» мужчин и распекают старейшин, сильный же пол здесь показан инфантильным и подкаблучным. Жаль, что жюри, очарованное пустотой, не увидело других претендентов на «Золотую лозу», хотя фильм производства Армении и Ирана «Ева» режиссера Анаит Абад – кино глубокое и очень искреннее. Лента повествует о судьбе молодой женщины, вынужденной скрывать свое прошлое ради безопасности собственного ребенка. Правда, исполнительница главной роли Нарине Григорян все же была удостоена приза за лучшую женскую роль.

Алексей Шемес

Интересным показался и режиссерский дебют знаменитого актера Алексея Шемеса. Его фильм «Дед», на самом деле – работа на перспективу, и работа трогательная. Это история в общем-то чужих друг другу людей – одинокого старика и семнадцатилетней девушки, их взаимоотношений – взаимоотношений внучки и деда, двух родственных душ. На главную роль Алексей пригласил нашего замечательного актера Владимира Толоконникова. Лента получила сразу несколько наград (приз за лучшую режиссуру, приз прессы имени Ирины Шиловой, и за главную мужскую роль награда была вручена – посмертно – Владимиру Толоконникову.

Алдияр Байракимов и Венера Каиржанова

Странно, что никак не была отмечена казахская лента молодого режиссера Алдияра Байракимова «На грани», – кино очень нужное, поднимающее проблемы более чем серьезные. Иногда честность и доброта оказываются в аутсайдерах, и люди, порядочные люди, доведенные до отчаяния, идут порой на крайний и даже преступный, гибельный шаг. Особенно страшно, если это касается наших детей. Алдияр и один из его соавторов по сценарию Венера Каиржанова, надеюсь, – то поколение, за которым будущее не только казахского кино. Они понимают, что делают, и о чем сегодня надо говорить в полный голос. Лента подкупает своей честностью, открытостью и внутренней верой.

Дина Джейкоб

Отдельно хочется сказать еще о второй киргизской ленте, которая, с одной стороны, не была обделена вниманием (приз за лучшую музыку и операторскую работу), но, с другой, по сути заслуживала главной награды. Фильм режиссера Темирбека Бирназарова – настоящее поэтическое кино, тонкое, построенное на полутонах, очень красивое, под стать красоте и нежности Иссык-Куля, где и снималась сама лента. Главный герой и главная героиня больше пребывают в молчании, но оно настолько содержательное и внутренне наполненное, что фильм можно понять и без всякого перевода. Подобрав раненую девушку, старик, заботясь о ней, постепенно преображается сам. Влюбляясь в незнакомку, наш герой находит смысл в жизни, как бы рождаясь заново. Финал этой простой истории грустен. В конце фильма мы видим уходящего в озеро главного героя, его заплыв невесом и сродни тому рывку к свободе, когда обретаешь себя. Зачастую цена подобного поступка очень высока, но это уже все происходит на другом уровне, в иных сферах. По ходу просмотра мне вспомнился другой шедевр 27-летней давности, лента Такеши Китано «Сцены у моря», в которой глухонемой герой навсегда растворяется в бесконечной синеве океана.

К сожалению, я отсмотрел только основной конкурс фестиваля, так как афиша составлена так, что другие программы, а их было еще четыре, физически не успеваешь посетить.

Ирина Шевчук и Сергей Новожилов

Однако мне удалось все же увидеть ленту документального конкурса «В танце. Италия. Возрождение». Фильм не просто интересный, а даже изысканный и познавательный. Через движение, танец авторы рассказывают о пути к гармонии и свободе. Режиссер Анжи Таратута сама живет в Шанхае, хотя родилась и какое-то время училась в Москве, но ее глобальный подход к проблеме и мировоззрение «человека мира» в этой ленте высветились неимоверно страстно, импульсивно и нежно.

Радует, что фестиваль «Киношок» умеет отбирать достойное кино, правда, не всегда по достоинству его оценивая. Но это уже другая проблема. Проблема вкуса и совести.

P.S. Сама же Анапа за 27 лет привыкла к «Киношоку» и считает его своим родным праздником. Город делает все возможное, чтобы гостям было удобно и комфортно. А такие замечательные отели, как «Боспор», «Мирабель», всегда отличались гостеприимством и встречают «Киношок» с огромной радостью.

 

Фото Дмитрия Глущенко

 

Все права защищены. Копирование запрещено.