Творческий путь датского композитора Карла Нильсена – явление если не уникальное, то весьма редкое. Это один из немногих композиторов, который был оркестрантом. Не будучи исполнителем-виртуозом и сравнительно скромно проявив себя как дирижер, Нильсен более полутора десятилетий работал в оркестре Датской королевской оперы, исполняя партию второй скрипки – и это позволило ему приобрести бесценный опыт. Симфонический оркестр он знал «изнутри» – и не случайно главной областью его творчества, в которой талант композитора проявился с наибольшей полнотой, стала именно симфоническая музыка.

Перу Карла Нильсена принадлежат шесть симфоний, а вершиной его творчества справедливо считается Симфония № 5. Композитор приступил к ее сочинению в феврале 1921 г., работа над произведением заняла около года – Нильсен завершил симфонию в январе 1922 г. Время, в которое создавалось произведение, нашло отражение в его образном строе: Европа пережила Первую мировую войну, ощущалось предчувствие новых грандиозных потрясений (которое, как знаем теперь, оправдалось впоследствии – хотя Карлу Нильсену уже не суждено было это увидеть). Столкновение Добра и Зла, противопоставление мирной жизни и стихии разрешения – всё это присутствует в Пятой симфонии Нильсена, насыщенной контрастными и даже конфликтными музыкальными образами, пронизанной острым драматическим развитием. Но именно в такие тяжелые времена особенно хочется верить в неизбежность торжества добра и жизни – и поэтому завершается симфония оптимистически.

Карл Нильсен признавался, что сочинение этого произведения далось ему нелегко, что никогда еще он не ставил перед собой настолько трудных задач, но в то же время эта симфония его «увлекла, как ничто другое». Что же создавало трудности и одновременно воодушевляло композитора? Вероятно, причиной тому были не вполне обычные черты создаваемой симфонии – как для самого Нильсена, так и для жанра вообще. Это драматическое сочинение резко отличалось от предшествующих симфоний датского композитора с их относительной безмятежностью. В ней была продолжена и развита намеченная в Четвертой симфонии тенденция – усиление роли ударных инструментов, интерпретация их как самостоятельной группы, которой в некоторых моментах поручается тематический материал.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти