(1918–1982)
Азербайджанский композитор Кара Абульфаз оглы Караев – ученик Дмитрия Дмитриевича Шостаковича во многом был подобен своему наставнику: так же, как и Шостакович, он рано обрел композиторскую индивидуальность, уже при жизни считался музыкальным классиком – и так же всегда оставался верен себе.
Родина Караева – Баку, он появился на свет в интеллигентной семье, его отцом был известный детский врач. Музыку в семье ценили: отец был знатоком азербайджанского фольклора, мать же была творческой личностью и одной из немногих женщин Азербайджана, в эпоху царизма получивших хорошее образование, в том числе и музыкальное. Ее стихи публиковались в журналах, а ее игра на фортепиано стала для сына одним из первых музыкальных впечатлений, и будущий композитор уже в ранние годы самозабвенно «бренчал на рояле» (как называл это впоследствии сам Караев), а с восьми лет он обучался в музыкальной школе, действовавшей при Бакинской консерватории. Позднее Кара продолжил образование на Бакинском музыкальном рабфаке (как пианист), а в семнадцать лет стал студентом консерватории, где постигал искусство композиции под руководством Леопольда Морицевича Рудольфа. В консерватории Караев знакомился не только с академической музыкой, но и с азербайджанским фольклором, а в 1937 г. он участвовал в фольклорной экспедиции. Самым значительным сочинением, созданным Караевым в консерваторские годы, стала музыкальная картина для фортепиано «Царскосельская статуя». Талант молодого композитора получил признание – Караеву было всего двадцать лет, когда он был принят в Союз композиторов Азербайджана. В 1938 г. он продолжил образование в Москве, где обучался в консерватории у Сергея Никифоровича Василенко и Анатолия Николаевича Александрова. В 1941 г. – с началом войны – обучение прервалось, он возвратился в Баку, где некоторое время трудился в филармонии, занимая должность художественного руководителя, но в 1943 г. он возвратился в Москву, чтобы продолжить учение в консерватории – теперь он стал учеником Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
В годы учения Караев создал немало произведений, среди которых Фуга для струнного квартета, оркестровая Пассакалия и фуга, Фортепианная сонатина, Струнный квартет № 1, но во всей красе его творческая индивидуальность впервые раскрылась в Симфонии № 1, созданной в 1944 г. Симфония № 2 была написана им в 1946 г. в качестве дипломной работы.
Одним из первых сочинений, созданных после завершения учебы в консерватории, стала поэма для оркестра «Лейли и Меджнун», основанная на одном из сюжетов «Хамсе» («Пятерицы») – сборника из пяти поэм великого персидского поэта Низами. Караев вновь обратился к этому памятнику персидской поэзии по прошествии двух лет, создав сюиту для симфонического оркестра «Семь красавиц», которая в 1951 г. стала основой одноименного балета. Но, хотя композитор обращался к сюжетам, зародившимся в восточной культуре, он никогда не замыкался в ее пределах, стремясь даже не к синтезу, а к взаимопроникновению восточных и западных интонаций. Своеобразной творческой лабораторией композитора стали Четыре тетради из двадцати четырех прелюдий для фортепиано (первая тетрадь была завершена в 1951 г., а последняя – в 1963 г.) Ладовые особенности азербайджанской музыки сочетаются в этих прелюдиях с полифоническими формами, стилизациями в духе неоклассицизма, импрессионистской красочностью.
Через пять лет после премьеры «Семи красавиц» композитор создал новый балет – «Тропою грома». Действие его разворачивается в Южной Африке, и это обусловило опору на африканский фольклор, но и здесь Караев остается азербайджанцем. Интонации национального фольклора звучат даже в тех его произведениях, где претворены интонации иных музыкальных культур – в «Албанской рапсодии», сюите «Вьетнам».
В начале 1960-х гг. композитор дважды посетил США, где познакомился с новейшей западной музыкой – и понял, что отечественная музыка отстала от нее на несколько десятилетий. Композитор углубился в изучение додекафонии, результатом стало создание двух сочинений, написанных в этой технике – Симфонии № 3 в 1965 г. и Скрипичного концерта в 1967 г.
Композиторскую деятельность Кара Караев совмещал с преподаванием в Бакинской консерватории. Его работа в этом учебном заведении началась в 1946 г., с 1949 г. по 1953 г. он возглавлял консерваторию в качестве ректора. Среди учеников Караева – Ариф Меликов, Владимир Шаинский, Полад Бюльбюль-оглы и множество других композиторов.
В 1970-х гг. композитор создал монооперу «Нежность» по пьесе Анри Барбюса, мюзикл «Неистовый гасконец» по пьесе Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Мюзикл сочетал элементы неоклассицизма и рок-музыки. Последним творением Караева стали Двенадцать фуг для фортепиано, созданные в 1981 г. В следующем году композитор умер.
Именем Караева названы музыкальная школа, станция метро и проспект в Баку, улица в азербайджанском городе Имишли, а также одна из московских музыкальных школ.
Копирование запрещено.
Пока нет комментариев