«Хамсе», «Пятерица» или «Пять драгоценностей» – под такими заглавиями известен один из величайших памятников персидской поэзии, сборник из пяти поэм, принадлежащих перу Низами Гянджеви. Значение этих поэм колоссально: они оказали влияние на дальнейшее развитие не только персидской, но и восточной поэзии в целом, ученые почерпнули из них немало исторических сведений – и, конечно, они становились источником вдохновения для композиторов. Мы расскажем об одном из произведений, вдохновленных «Пятерицей» Низами – о балете азербайджанского композитора Кара Караева «Семь красавиц».
Кара Караев обратился к шедевру Низами в 1949 г. – тогда была написана сюита для симфонического оркестра «Семь красавиц» по одной из поэм, в том же году она прозвучала в исполнении Азербайджанского симфонического оркестра. В начале 1950-х гг. актер и режиссер Исмаил Идаятзаде предложил композитору создать балет на основе того же литературного источника. Идаятзаде сам работал над либретто в соавторстве с писателем Сабитом Рахманом. Либреттисты использовали не только сюжет «Семи красавиц», но и отдельные мотивы из других поэм «Хамсе». В результате получилось либретто, сочетающее несколько пересекающихся сюжетных линий, объединенных общей идеей: обязанность правителя быть добрым и заботиться о благе народа.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев