«Мое заветное желание – стать журналисткой, а позже – знаменитой писательницей». Могла ли предвидеть еврейская девочка из Франкфурта-на-Майне, как осуществится ее мечта? Ее дневник – документальное повествование, литературные достоинства которого сделали бы честь любому взрослому писателю – уже много лет читает весь мир… Девочку звали Анна Франк. Ее семья вынуждена была покинуть Германию, когда к власти пришел Гитлер. Вместе с родителями и сестрой Анна некоторое время жила в Амстердаме, но и здесь начались преследования евреев, когда немцы оккупировали Нидерланды. Вместе с несколькими соплеменниками семья переселяется в убежище, устроенное сотрудниками фирмы, где работал отец Анны – и именно здесь был написан дневник в форме писем к воображаемой подруге Китти, позднее известный под заглавием «Убежище». Первая запись в нем сделана в июне 1942 г. в день тринадцатилетия Анны, последняя – в начале августа 1944 г. Через несколько дней убежище было обнаружено гестаповцами, его обитатели попали в тюрьму, откуда были отправлены в лагерь смерти. Из всей семьи выжил только отец – Анна, как и ее сестра Марго, изнуренные голодом и холодом умерли от тифа в концлагере. Ее дневник стал особым «памятником», запечатлевшим ужасный лик эпохи. И по сей день нет ответа на вопросы, поставленные в нем: «Почему есть на свете война?… Почему ежедневно тратятся миллионы на войну, а на медицинскую помощь, на искусство, да и на бедных нет ни гроша?»
На русском языке дневник Анны Франк был впервые опубликован в 1960 г. Одним из читателей, потрясенных им до глубины души, был композитор Григорий Самуилович Фрид. Об ужасах войны ему было известно не понаслышке – призванный с первого курса аспирантуры, он провел на фронте все четыре года войны, его брат погиб под Ленинградом. В то же время он знал, каково быть изгоем – его отец, арестованный в 1927 г., три года провел в лагере на Соловецких островах и еще три года – в ссылке в Сибири. Чувства еврейской девочки были тем более понятны ему – ведь он сам был евреем по национальности.
Идея музыкального воплощения «Убежища» родилась не сразу, но по прошествии нескольких лет композитора осенило: ведь это же готовое оперное либретто! Составлением текста оперы занялся сам композитор. Григорий Самуилович не изменил в литературном источнике ни одного слова, только сократил его соответственно требованиям оперного жанра. Материал настолько захватил композитора, что клавир оперы был написан в 1969 г. всего за два месяца.
Формат литературной основы – личный дневник – продиктовал жанр оперы, получившей заглавие «Дневник Анны Франк», – это камерная моноопера. Партия единственной героини поручена сопрано. В музыке очень правдиво передан мир чувств девочки-подростка, у которой постоянно меняется настроение, переходя от лирических чувств к веселью, от веселья к печали… Но в этот мир юной души неизменно вторгается страх – надвигающаяся тень ужасной реальности. Контрастность «мира» дневника Анны Франк нашла отражение в многообразии выразительных средств: тональные эпизоды чередуются в опере с атональными, присутствуют элементы додекафонии. Может показаться, что общее направление драматургического развития противоречит сюжету: в реальности жизнь обитателей убежища двигалась от того момента, когда на что-то еще можно было надеяться, к ужасному концу, в опере же начало представляется гораздо более мрачным и жестким в музыкальном отношении, чем финал. Но в этом развитии «от мрака к свету» заключена главная мысль произведения: чем страшнее окружающая реальность, тем светлее должен становиться душевный мир человека, противостоящий ей.
Опера «Дневник Анны Франк» впервые прозвучала в клавире в 1972 г. в зале Дома композиторов, исполнила ее Надежда Юрьевна Юренева. В 1977 г. последовало концертное исполнение с оркестром в Кисловодске. Позднее было концертное исполнение в Свердловске и спектакли в Кишиневе и Воронеже, но ни в Москве, ни в Ленинграде опера не ставилась, зато была замечена за рубежом. В 1978 г. она впервые прозвучала в США, образ Анны Франк воплотила Маргарет Чокер. Композитор слушал это исполнение по радио «Голос Америки». К тому, что опера не исполняется на родине, композитор относился философски – он и не рассчитывал на это, создавая ее (ведь даже сам дневник был издан в нашей стране только через тринадцать лет после его первого издания в мире). Он предполагал, что опера может быть исполнена в Израиле, но представить себе не мог, что ее поставят в Германии – однако это произошло в 1993 г. в Нюрнберге. Но лучшей исполнительницей автор считал израильскую певицу Анат Ефрати, выступившую в роли Анны Франк в 1998 г. в Вене. Спектакль был приурочен к годовщине освобождения Маутхаузена, и в зале присутствовали бывшие узники этого концлагеря.
На отечественную сцену опера вернулась в 2010 г. – режиссер Екатерина Ивановна Василева поставила ее в качестве дипломной работы, и в том же году она осуществила постановку «Дневника Анны Франк» в Камерном музыкальном театре им. Б.А.Покровского. В 2017 г. опера вошла в репертуар Мариинского театра.
Пока нет комментариев