(р. 1947)
Пианист, педагог, публицист и музыкальный критик… все это – разные стороны творческой натуры Григория Корчмара. Но все-таки в первую очередь он композитор.
Григорий Овшиевич Корчмар появился на свет в семье военнослужащего в городе Балтийске – в Калининградской области, которая в то время совсем недавно вошла в состав Советского Союза. Одним из самых ярких впечатлений детских лет стала для будущего композитора готическая архитектура, а в области музыки – творения Вольфганга Амадея Моцарта, которого он называется своим «кумиром детских лет». Позднее высшим авторитетом для него стал другой композитор – Иоганн Себастьян Бах.
Путь к вершинам музыкального искусства начинался для него в Ленинграде, где Корчмар обучался в музыкальной школе-десятилетке. Нельзя сказать, что путь этот был прямым и безоблачным: обучаясь искусству игры на скрипке, в пятом классе он получил на экзамене неудовлетворительную оценку. Вероятно, он был бы исключен из школы, если бы не его успехи в композиции. В тот момент Корчмар понял одно: скрипка – это не его призвание, и в дальнейшем он учился как пианист и композитор. Именно в таком качестве он поступил в Ленинградскую консерваторию, где обучался фортепианной игре у Павла Алексеевича Серебрякова, а композиции – у Вадима Николаевича Салманова.
Главный парадокс жизни Григория Корчмара заключается в том, что он, будучи профессиональным композитором, не считает сочинение музыки профессией. Его собственная профессиональная деятельность весьма многогранна – с девятнадцатилетнего возраста он концертирует как пианист, ныне он выступает в составе камерного ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга», исполняя партию клавесина и фортепиано. Григорий Овшиевич преподает на музыкальном факультете Педагогического университета, возглавляет в качестве художественного руководителя фестиваля «Музыкальная весна», пишет эссе и музыкально-критические статьи… Невольно напрашивается вопрос – а когда же он сочиняет музыку? Практически всегда! Композитор утверждает, что для творческого процесса не нужно выделять какое-то особое время – он постоянно идет в голове (если же на какое-то время «внутренняя музыка» перестает звучать, композитор из-за этого не переживает – ведь именно в эти моменты происходит «отсекание всего лишнего»). Григорий Овшиевич утверждает, что чем больше он работает, тем лучше себя чувствует – отсутствие активной деятельности приводит его к депрессии.
Результаты подобной «тактики» выглядят впечатляюще – более сотни произведений в различных жанрах, отличающиеся своеобразием стиля. Музыкальный язык Григория Корчмара опирается на многолетние музыкальные традиции, о чем свидетельствуют даже заглавия многих сочинений: «В гостях у господина Вебера», «В мире Эдварда Грига», «Старая Вена», Симфония № 3 «Посвящение Брамсу», «Моцартиссимо». Композитора увлекает знаменный распев, протестантский хорал, русская и тувинская народная музыка, фольклор йеменитских иудеев и многое другое, причем различные фольклорные интонации могут сочетаться в одном произведении.
Талант композитора проявился в разных жанрах – оперы, симфонии и симфониетты, хоровые циклы, инструментальные концерты. Один из них – Концерт для скрипки с оркестром – носит название «Дорогой Сергей Сергеевич»… разумеется, речь идет о Прокофьеве. Это произведение Корчмар представил на Международном конкурсе имени Сергея Прокофьева, где одержал победу. По правилам конкурса, партитуры представлялись анонимно, подписанные только девизами, и Корчмар в качестве девиза выбрал название своей любимой оперы Прокофьева – «Игрок».
Корчмар с исключительной смелостью трактует традиционные жанры, соединяя формы музыкальные и литературные («Соната сонета»), своеобразно интерпретируя литературные источники. Например, за основу одного из его сочинений взята пьеса Патрика Зюскинда «Контрабас», раскрывающая трагедию «маленького человека» через призму «судьбы» музыкального инструмента (главный герой играет на контрабасе – «инструменте неудачников», для которого почти не создают сольных произведений и даже в камерно-ансамблевых сочинениях используют редко, а на исполнителя не обращает внимания предмет его мечтаний – красавица-сопрано Сара) – этот сюжет интерпретирован композитором в виде монодрамы для басов и контрабасов.
Немало внимания Корчмар уделяет созданию музыки для детей. Его «Детские рисунки», «Три настроения», «Циркачи», «Две пьески-арабески» и другие сюиты и отдельные пьесы для фортепиано органично сочетают решение педагогических задач и яркую образность. Например, в пьесе «Бормашина» отрабатывается исполнение трели в левой руке – и именно трель играет главную роль в создании образа медицинской техники, которая так пугает пациентов врача-стоматолога.
Одной из самых сложных проблем современного музыкального мира Григорий Корчмар считает нахождение пути к слушателю. По его мнению, для решения этой задачи композитор всегда должен отдавать себе отчет, какой публике он адресует произведение – элитарной или более широкой. Но к какой бы публике ни обращался композитор, он всегда должен помнить, что человек «имеет право найти в музыке отдохновение и красоту».
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев