В отличие от организаторов сегодняшнего заключительного вечера Grand Piano Competition в Зале Чайковского, не буду тянуть интригу и сразу скажу главный итог. Он неожидан и вместе с тем стопроцентно оправдан. Гран-при получила 10-летняя Саша Довгань из ЦМШ, класс Миры Марченко.
Безусловно, Саша была в числе главных фаворитов. С первого же тура, с разнообразнейшей программы – этюды Амлена и Мошковского, Фантазия-экспромт Шопена, «Цыганка» Рамо, «открытый» ее учительницей для современной отечественной публики русский композитор-эмигрант Сергей Борткевич… И все это сыграно точно, с пониманием, уверенно, обаятельно. Точно так же был исполнен ею Соль минорный концерт Мендельсона во втором туре.
Но была и Ева Геворгян с проникновенным ля минорным этюдом-картиной Рахманинова, со взрывными пьесами Хиндемита на сольном этапе, а на оркестровом – с разодравшей (по моему ощущению) зал в клочья «Пляской смерти» Листа. Был Сережа Давыдченко с точным музыкантским перевоплощением из бетховенской стилистики в листовскую, из нее – в рахманиновскую, а на десерт – в сверхвиртуозный мир транскрипции (Россини – Гинзбург)…
Был кумир всея Белоруссии и многих других стран Владислав Хандогий, неотразимо харизматичный Иван Бессонов. Два чудесных китайца – Тиньхун Ляо и Ичэнь Юй, оба с великолепным чутьем русской музыки ХХ века («Петрушка», «Мимолетности»). Были люди, по моему ощущению, сознательно принесшие себя в жертву любимой музыке – ради возможности сыграть то, что, требуя высшей музыкантской квалификации, в то же время не обладает достаточной степенью конкурсной броскости: 24-й концерт Моцарта у американца Перрен-Люка Тиссена, изумительный 2-й концерт Шостаковича у Евгения Евграфова.
По мне – высшей награды достойна Ева Геворгян, а если давать и второй Гран-при (помните, на прошлом Grand Piano так было), то – Сергей Давыдченко, в том числе в знак уважения к ростовской фортепианной школе, в нестоличных условиях держащей столичный уровень подготовки юных музыкантов. А Саша? Изумительная девочка, но 10 лет всего, самая младшая на нынешнем соревновании, диплом конкурса занимает половину ее роста. Вполне может подождать до следующего Grand Piano.
Жюри (Сергей Доренский, Петр Палечный, Борис Петрушанский, Валерий Пясецкий, Хёнджун Чан, Мартин Энгстрём, Станислав Юденич) решило по-другому – и у меня не поворачивается язык оспорить его шаг, как вспомню непоколебимо уверенную и обаятельную игру Саши, чьи возможности так точно почувствовала, огранила и подала Мира Марченко. На сегодняшнем концерте лауреатов, где ребята повторили свой репертуар второго тура, Александра провела Концерт Мендельсона еще убедительнее и увлеченнее, в еще большем единении с оркестром (ГАСО под управлением Александра Сладковского).
Впрочем, сегодня практически все играли лучше, чем на турах. Ваня Бессонов заметно свободнее и индивидуальнее прочел финал 1-го концерта Чайковского. Влада Хандогия уже не так несло вскачь в финале рахманиновского 3-го концерта. Пожалуй, и Роман Борисов прибавил в четкости произнесения тематизма 1-й части 1-го концерта Брамса, хотя все же ее сильно не хватало. Я уж грешным делом подумал, что «Ямаха», на которой сегодня играли все (в предельно нагруженной программе просто не было времени на смену инструмента), обладает меньшей яркостью звука, чем «Стейнвей». Но вот за рояль сели Ева, Саша – полная ясность интонаций! Лишнее доказательство банальности: играет не рояль, а человек.
Успокою тех, кто переживает за «обиженных» – таковых в делах, задуманных Денисом Мацуевым (а конкурс из их числа), практически не бывает. Сережа Давыдченко вместе с Ичэнь Юем, не попавшим в число лауреатов, получили призы зрительских симпатий. Педагог Сережи – Сергей Осипенко удостоился спецприза от концертмейстера Госоркестра России Сергея Гиршенко. Все участники получили разнообразные ангажементы – чаще всего в концерты Московской филармонии, в фестиваль ЦМШ A tutta forza, в проекты самого Мацуева, Валерия Гергиева… Кстати, обещанный Валерий Абисалович появился под самый занавес Grand Piano, встал впервые за изрядный срок за пульт ГАСО имени Светланова, и Денис под его аккомпанемент броско сыграл свою «коронку» – «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова.
Конечно, конкурс не решит всех проблем ребят. Тот же Сережа живет в Ростове с мамой в общежитии в 9-метровой комнате, спит на одной с ней двухэтажной кровати. Лишь недавно у мальчика появилось свое пианино – подарил губернатор. Не ростовский, а из Ставрополья, откуда Сережа родом. В Ростове пока помощь талантливому подростку не очень спешат оказать.
Но я знаю, что Денис никогда не бросает тех, кто хоть однажды оказался в поле его внимания. Надеюсь, так будет и на этот раз.
facebook.com/snbirukov
Пока нет комментариев