Обращение к отечественной литературной классике – добрая традиция русской оперы. Век двадцатый дал миру новых писателей-классиков, и одним из них по праву считается Андрей Платонович Платонов. Его творчество еще не в полной мере освоено композиторами, и все же одно произведение для музыкального театра по его сочинениям существует – это опера Глеба Серафимовича Седельникова «Родина электричества».

Композитор создал эту оперу в 1979 г., взяв за основу два ранних рассказа писателя – «О лампочке Ильича» и «Родина электричества».

В прологе на фоне безрадостной картины засухи мы видим крестный ход в деревне Рогачевке – ведь крестьянам остается только надеяться на Бога, но в первой картине представлена попытка изменить ситуацию: председатель сельсовета поддерживает инициативу бедняка Фрола – построить электростанцию. Артельщики не без сомнений приступают к непривычной работе, но испытывают воодушевление, и все большее количества народа присоединяется к строительству. И вот, наконец, торжественное открытие электростанции – вид родной деревни, озаренной электрическим светом, поражает жителей Рогачевки до глубины души. Но радость оказывается недолгой: электростанция сгорает из-за происков кулаков. Отчаяние жителей деревни сменяется твердым намерением построить новую электростанцию: «Навсегда электричество станет светить и работать на пользу и счастье!»

Создавая оперу о событиях 1920-х гг., композитор ориентировался на эстетику «Окон РОСТа», «Синей блузы» и других подобных художественных явлений того времени: не столько тонкость, сколько напористость агитплаката. В таком произведении было бы неуместным господство вокальной кантилены – и в опере преобладает декламационность. Жесткие мелодические интонации и диссонансы прекрасно передают своеобразный язык Андрея Платонова. Поскольку главным «действующим лицом» в опере становится народ, важную роль играют хоровые сцены: крестный ход, строительство электростанции, сцена пожара. Вместе с тем, образы отдельных персонажей тоже выписаны ярко – в особенности это касается Фрола. Партия этого героя – уверенного и целеустремленного – предъявляет высокие требования к исполнителю.

Сценическая судьба оперы оказалась незавидной. Композитор создавал ее для Музыкального театра Бориса Александровича Покровского, но там она так и не была поставлена, не обращались к ней и другие театры. Единственный раз произведение было представлено публике, да и то фрагментарно – на фестивале современной музыки «Московская осень», состоявшемся в 1987 г. Были исполнены Вступление и Пролог, однако на этом всё и закончилось – правда, руководство двух театров (Большого и Екатеринбургского) задумывалось о постановке, но эти замыслы так и не были реализованы. Если другие произведения Седельникова ставились и в СССР, и за его пределами, то «Родина электричества» осталась в тени – партитура оперы довольно сложна, а сюжет весьма специфичен: для зарубежного зрителя он далек и малопонятен, а в нашей стране события, описанные в опере, в конце ХХ столетия оценивались неоднозначно: в сущности, их ценность была поставлена под сомнение – и симпатии широкой публики того времени были отнюдь не на стороне тех персонажей, которые в опере позиционируются как положительные. Композитору не суждено было увидеть свое произведение на сцене – Глеб Серафимович умер в 2012 г., и на тот момент его опера так и не увидела света рампы.

Незадолго до смерти композитор передал партитуру Юрию Петровичу Анисичкину, главному дирижеру Воронежского театра оперы и балета. Не случайно был выбран именно этот театр – у него были все основания заинтересоваться произведением: действие оперы происходит в Воронежской губернии, да и Андрей Платонов – уроженец Воронежа, память писателя чтят в городе (его имя носит библиотека, ему посвящена одна из экспозиций литературного музея, проводится фестиваль искусств имени Платонова).

Включить оперу в репертуар не удавалось несколько лет, однако, приближалась знаменательная дата – столетие Октябрьской революции. И хотя никаких официальных торжеств в нашей стране не намечалось, все же юбилейная дата воспринималась как повод вспомнить о тех событиях и заново осмыслить их – это стремление отражалось и на репертуаре театров. Не остался в стороне и Воронежский театр оперы и балета – к юбилею была приурочена мировая премьера оперы «Родина электричества», состоявшаяся в 2017 г в рамках VII Платоновского фестиваля. Произведение вызывало разноречивые суждения – некоторые критики упрекали автора в отсутствии интересных музыкальных идей и даже в «мышлении вразрез с писателем», в других же рецензиях, напротив, отмечалось соответствие стиля музыки и платоновского текста. Так или иначе, опера вызывала интерес публики и ныне входит в репертуар Воронежского театра оперы и балета.

Все права защищены. Копирование запрещено.