(р. 1950)

«Я занимаюсь всем, что связано с искусством», – так определяет свою деятельность Георгий Анатольевич Ковтун. Будучи одним из самых известных российских балетмейстеров современности, он ставит не только балеты, но и оперетты, оперы, драматические спектакли, а начинался его путь в искусство с цирка. Георгию – уроженцу Одессы – было всего восемь лет, когда он начал выступать на арене в составе группы «Плечевые акробаты». В шестнадцатилетнем возрасте он стал артистом балета в Одесском музыкальном театре, одновременно обучаясь в Одесской хореографической школе. Будучи студентом этого учебного заведения, восемнадцатилетний Георгий Ковтун удивил своих наставников, поставив балет на музыку «Битлз». На последнем году обучения он был исполнителем и хореографом в ансамбле «Хореографические миниатюры». В 1970–1973 гг. Ковтун обучался в хореографическом училище в Воронеже, одновременно возглавляя хореографический ансамбль «Юность Воронежа».

С самого начала балетмейстерской деятельности отличительной чертой Георгия Ковтуна было стремление создавать нечто новое, необычное, выходящее за рамки привычных интерпретаций. По этой причине его творческие поиски лежали не только в области классического балета. Так, в 1980-х гг. хореограф являлся художественным руководителем «Эргырон» – чукотского ансамбля песни и танца, созданного для сохранения вокального и хореографического фольклора чукчей и эскимосов. С этим коллективом Ковтун создал концертный номер «Мячи и ярары», спектакль «Легенда о вороне», считающийся первым национальным чукотским балетом, а также балет «Сказка о Добре и Зле». Параллельно с работой в этом коллективе Ковтун обучался в консерватории в Ленинграде, где наставником его был Николай Николаевич Боярчиков.

В разные годы Георгий Анатольевич сотрудничал с различными театрами, так в сезоне 1986–1987 гг. он был главным режиссером Московского еврейского театра, а в следующем году стал главным балетмейстером Киевского театра оперы и балета для детей и юношества (эту должность хореограф занимал до 1994 г., поставив за это время свыше трех десятков спектаклей). В те же годы с его искусством познакомилась казанская публика: на фестивале, которому позднее было присвоено имя Рудольфа Нуриева, киевская труппы представляла балеты в постановке Ковтуна: «Маугли», «Весна священная», «Ромео и Джульетта». Уже тогда была по достоинству оценена характерная черта стиля хореографа – заимствование движений из арсенала спорта, циркового искусства. В 1989 г. началось сотрудничество балетмейстера с Казанским театром оперы и балета: в 1989 г. он ставил хореографические сцены в рок-опере «Крик кукушки», а в 1991 г. – в «Летучем голландце» Рихарда Вагнера. Сотрудничал балетмейстер и с Михайловским театром в Санкт-Петербурге. Здесь он поставил ряд балетных спектаклей, а также балетные сцены в операх.

Георгий Ковтун в своем творчестве всегда ищет нечто новое, избегая повторений. Так, поставив балет «Спартак» в Михайловском театре, он не мог и не хотел переносить постановку в Казань – и создал здесь принципиально иной спектакль. Отличается его постановка и от «Спартака» Юрия Григоровича. В образе главного героя балетмейстер подчеркивает не столько качества безупречного воина, сколько яростную жестокость – ведь древнеримские источники изображают предводителя восставших гладиаторов именно таким. Создавая в Казанском театре балет «Пер Гюнт» на музыку Эдварда Грига, хореограф своеобразно трактовал сюжет драмы Генрика Ибсена, перенеся действие в эпоху викингов. Значительными событиями в культурной жизни Татарстана стали балеты «Легенда о Йусуфе» и «Золотая Орда».

С 2002 г. Ковтун ставил спектакли в различных театрах Одессы. Некоторые из них – произведения его друга, композитора Евгения Лапейко: мюзиклы «Ромео и Джульетта», «Пеппи», «Вий», музыкальная драма «Степан Разин».

В театральных кругах существует легенда, что во время каждой премьеры Ковтуна – будь то мюзикл, балет или опера – у служебного входа театра дежурит бригада «Скорой помощи». Это, разумеется, преувеличение, но от исполнителей постановщик действительно требует многого. Балетные партии он насыщает сложнейшими акробатическими приемами, которым, казалось бы, место в спорте, а не в балете, а ставя «Кармен» в Казани он заставил певицу во время исполнения «Хабанеры» буквально «идти по мужчинам», переступая по их вытянутым рукам. Георгий Анатольевич считает себя диктатором – он убежден, что в искусстве без диктатуры не обойтись. Во время репетиций он может и кричать на исполнителей, и даже доводить их до слез – но в конечном итоге исполнители всегда испытывают благодарность к «диктатору», который помогает им раскрыть в себе новые качества и в полной мере поверить в свои силы.

Все права защищены. Копирование запрещено.