Ариодант

История искусства знает примеры, когда одно литературное произведение становилось неисчерпаемым источником сюжетов, к которому вновь и вновь обращались композиторы, одно из них – «Неистовый Роланд» Людовико Ариосто. В этой героической поэме так много сюжетных линий, что даже самому плодовитому композитору хватило бы на много лет. Среди композиторов, создававших оперы по мотивам «Неистового Роланда», был Георг Фридрих Гендель. Мы расскажем об одной из них – об «Ариоданте».

История создания этой оперы свидетельствует о том, что неблагоприятные обстоятельства не всегда препятствуют, а иногда даже способствуют созданию шедевров. В 1734 г. композитор оказался в непростой ситуации – политическое противостояние между Георгом II и принцем Уэльским отразилось в борьбе музыкальных вкусов. В пику королю, который покровительствовал Генделю и возглавляемому им Королевскому театру, принц Уэльский создал новый театр под названием «Дворянская опера», переманив туда немало известных певцов из труппы Генделя. Жизнь «Дворянской оперы» оказалась недолгой, но пока театр существовал, изрядная часть светской публики отдавала предпочтение ему, презрительно именуя Генделя «саксонским боровом». Исправить положение могла только новая опера, способная впечатлить публику больше, чем все то, что ставилось на сцене «Дворянской оперы». И вот тогда рождается «Ариодант».

Никто не создавал либретто специально для Генделя – композитор воспользовался готовым текстом, написанным итальянским поэтом Антонио Сальви для оперы Антонио Перти «Гиневра, принцесса Шотландии», впервые поставленной в 1708 г. на вилле Медичи (весьма вероятно, что Гендель видел этот спектакль – ведь он находился в то время во Флоренции). Сюжет позаимствован из пятой песни «Неистового Роланда», где одна из героинь рассказывает историю паладину Ринальдо (об этом герое повествует другое сочинение Генделя – одноименная опера), который затем убивает ее врага, но в опере Ринальдо не присутствует – его роль в сюжете передана другим действующим лицам.

Герцог Полинесс влюблен в Гиневру, дочь короля Шотландии. Далинда, придворная дама Гиневры, пытается убедить его оставить принцессу в покое – ведь она любит принца Ариоданта, вассала своего отца, и король не против их брака. Полинесс понимает, что его планы под угрозой – а также то, что Далинда к нему неравнодушна, и решает использовать ее. Он притворно просит даму помочь ему избавиться от бремени безответной любви – якобы для этого ему нужно ночью проникнуть в покои принцессы. Далинда, которую любовь к Полинессу сделала чрезмерно доверчивой, соглашается ему помочь. Напрасно расточает ей пылкие признания Лурканио, брат Ариоданта – ее сердце принадлежит коварному герцогу.

Ночью в дворцовом саду Полинесс встречает Ариоданта, которому страсть не дает уснуть, и убеждает принца, что Гиневра не верна ему, предлагая спрятаться и самому увидеть доказательство. Следуя указаниям Полинесса, Далинда в одеждах Гиневры впускает его во дворец. Приняв придворную даму за свою невесту, Ариодант верит в ее неверность и в отчаянии уходит, решив искать смерти.

Король собирает совет, чтобы назначить жениха дочери наследником, но ему сообщают, что Ариодант ночью утонул в море. Лурканио требует для Гиневры наказания – ведь это ее неверность погубила его брата. Король отрекается от дочери, и только Далинда, начинающая понимать, что произошло, пытается ее утешить, но единственным утешением для принцессы теперь станет смерть.

Между тем, Ариодант не погиб. Через некоторое время Далинда встречает его в лесу, где он спасает ее от убийц, подосланных Полинессом. Дама рассказывает ему правду о происшедшем, раскаиваясь в содеянном. Тем временем несправедливо обвиненной Гиневре грозит казнь, если только какой-нибудь рыцарь не докажет ее невиновность в поединке. Сделать это вызывается Полинесс, но погибает в поединке с Лурканио. Казалось бы, теперь никто и ничто не спасет принцессу, но внезапно появляется Ариодант, чтобы поведать правду всем присутствующим. По его просьбе король прощает Далинду, которая теперь благосклонно отвечает на чувства Лурканио. Завершается опера свадьбой двух счастливых пар.

Если Гендель намеревался удивить публику, это ему удалось: создав произведение в жанре итальянской оперы-seria, он вводит балетные сцены. В этом был особый расчет: если «козырной картой» конкурирующего театра был знаменитый Фаринелли, то Гендель пригласил французскую танцовщицу Мари Салье, которую современники называли «музой изящных и скромных жестов». Балетные сцены не выглядят вставными номерами, а органично вписываются в сюжет – например, в конце первого акта Ариодант и Гиневра поют и танцуют вместе с горожанами, радующимися их предстоящей свадьбе. Беззаботный гавот, начинающийся как дуэт, перерастает в «диалог» с хором, в который вплетаются танцы.

Большая часть действия оперы разворачивается под открытым небом, и композитор вводит в произведение музыкальный пейзаж: во втором акте медленно поднимающаяся мелодия изображает восход луны над ночным садом (английский музыковед Уинтон Дин назвал этот краткий оркестровый эпизод «тонкой романтической миниатюрой»). Но оркестровые средства играют не менее важную роль и там, где они сопровождают пение. Поражает психологической глубиной ария Ариоданта из второго акта – «Смейся, неверная». Сочетание виолы и засурдиненных скрипок с пиццикато контрабасов и предельно тихим звучанием фаготов прекрасно передает ту бездну отчаяния, которая разверзается перед героем. Его душевная боль передается тональностью соль минор, а также ритмом сарабанды, который сохраняется в оркестре даже в среднем разделе, где в интонациях вокальной партии прорывается гнев. Фаготы здесь не звучат – и их возвращение в репризе кажется поистине страшным.

Премьера «Ариоданта» с успехом прошла в январе 1735 г. в Королевском театре Ковент-Гарден.

Все права защищены. Копирование запрещено