Как выделить десятку лучших опер Генделя? Благодаря немецкому музыковеду Манфреду Ратцеру, который отследил постановки опер Генделя с момента их первых представлений в XVIII веке и вплоть до 2016 года, мы можем заметить, как менялась их популярность на протяжении веков. Между одиннадцатым местом («Семела») и двенадцатым («Радамист») образовался большой отрыв, так что здесь я и подведу черту.
- «Юлий Цезарь в Египте», HWV17 (1724)
Для поклонников Генделя будет неудивительным, что первое место в этом списке занимает «Юлий Цезарь в Египте». Премьера его состоялась в 1725 году в Лондоне; у этой оперы есть кое-что общее с другими операми в нашей первой десятке: либретто Николы Хайма и оригинальный актёрский состав с участием двух величайших исполнителей того времени: сопрано Франчески Куццони (Клеопатра) и альта кастрата Франческо Бернарди по прозвищу Сенезино (Юлий Цезарь).
Основанная на классической римской истории, опера рассказывает одну из версий завоевания Цезарем Египта, о его конфронтации с фараоном Птолемеем XIII и о романтических отношениях с сестрой последнего – Клеопатрой VII. Как известно большинству, Цезарь и Клеопатра полюбили друг друга, и опера заканчивается счастливо, ещё до смерти Цезаря и появления Марка Антония (поэтому здесь нет ничего общего с версией Шекспира). Эта опера демонстрирует расцвет способности Генделя идеально сочетать текст и музыку, создавать правдоподобных персонажей, что отражено в их ариях, и полностью продуманную драматургию. До появления Генделя итальянская опера (в частности, то, что показывали в Лондоне) состояла из набора арий, которые демонстрировали голоса певцов, но в них мало что было от драматургии. С Генделем мы попадаем в мир оперы, где есть смысл, чувство и увлекательный сюжет.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев