11 марта весь балетный мир отметил знаменательную дату: 200-летие со дня рождения Мариуса Петипа. Известия о торжествах по этому поводу идут со всех сторон света. Однако главной ареной должен был стать Санкт-Петербург, город, где Петипа, собственно, и состоялся как великий хореограф.

фото автора

Не секрет, что на право называться «Домом Петипа» долгие годы претендовали Мариинский театр, где шли многочисленный балеты Мастера, и Театральное училище (ныне Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой), где эти спектакли Петипа сочинял, тщательно репетировал, преподавал, готовя достойных исполнителей своей хореографии. Юбилей точно определил адрес «Дома Петипа».

В Академии Русского балета торжество было не формальным. Здесь прошла трехдневная Ежегодная (Четвертая) международная историко-теоретическая конференция «Hommage à Petipa» («Посвящение Петипа»), в которой приняли участие специалисты Петербурга, Москвы, Франции, США, Италии, Польши, Великобритании. Кафедра балетоведения Вагановской академии, инициатор и организатор конференции, задала высокую планку, представив солидные доклады и профессуры, и аспирантов. Конференция имеет сложившуюся традицию – она начинается утром в день рождения Петипа с возложения цветов к его могиле в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Но главным событием – событием выдающимся – было открытие мемориальной доски на здании Академии Русского балета. Удивительно: балетный театр страны живет наследием Петипа, но до сих пор не было памятных знаков в честь великого Мастера, талантом которого русский балет обрел лидирующее место в мире.

Не будем сейчас говорить о тех сложностях, которые пришлось преодолеть, чтобы такой памятный знак появился, наконец, в Петербурге. А появился он благодаря упорству ректора Академии Русского балета Николая Цискаридзе, открывшего вместе с губернатором города Георгием Полтавченко беломраморную доску с барельефом балетмейстера и с надписью: «Здесь с 1847 по 1905 год служил во славу русского балета Мариус Иванович Петипа».

фото автора

Не меньшего праздника ждали от Мариинского театра. В юбилейные дни там шел Второй Международный фестиваль «Виртуозы флейты», но фестиваля в честь Петипа организовано не было. В течение марта несколько спектаклей («Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Пахита») в афише получили приписку «200 лет Мариусу Петипа». Главным событием балетоманы сочли мероприятие 11 марта, заявленное как «Гала-концерт к 200-летию Мариуса Петипа». Участие маэстро Валерия Гергиева, билеты по 15 тысяч рублей обещали масштабное торжество. Программа, объявленная за несколько дней до представления, включала «Времена года» Александра Глазунова в хореографии Константина Кейхеля, второй акт из балета «Сон в летнюю ночь» Феликса Мендельсона в постановке Джорджа Баланчина и третий акт «Спящей красавицы» Петра Ильича Чайковского (его великое имя в программке указать не сочли нужным) в хореографии Петипа, реконструированной Сергеем Вихаревым в 1999 году.

Обычно юбилейные спектакли предваряет вступительное слово о герое торжества. Желающих сказать о Петипа в труппе не нашлось, не сочли возможным показать и его портрет. Взвился занавес, и начались «Времена года». Молодой хореограф Константин Кейхель имеет в своем активе ряд постановок, но чем вызвана честь его дебюта на сцене Мариинки в столь ответственной программе, непонятно.

фотограф Андрей Лушпа

Акт из «Сна в летнюю ночь», как явствует из программки, должен был показать, что для Баланчина «классические ансамбли в шедеврах предшественника, очевидно, послужили вдохновением для его бессюжетных балетов». «Сон в летнюю ночь» –  не лучшее тому доказательство. Во-первых, это сюжетный балет, во-вторых, выбранный фрагмент соотносится с хореографией Петипа достаточно формально перестроением групп. Симфонизм же хореографии Петипа – истинный, а не формальный – виден не в «Сне», а в «Серенаде», «Бриллиантах», «Хрустальном дворце».

Акт из «Спящей красавицы» был показан не лучшим составом. В театре есть исторический пример, когда в одном юбилейном спектакле 1947 года к 100-летию приезда Петипа в Россию и 125-летию его рождения (тогда годом рождения считался 1822), участвовали по актам несколько составов лучших исполнителей из Кировского и Большого театров. Партию Авроры танцевали Марина Семенова, Галина Уланова, Наталия Дудинская; принца Дезире – Михаил Габович и Константин Сергеев. Фею Сирени исполнила Алла Шелест, Фею Карабосс – Михаил Михайлов. В ролях Короля и Королевы вышли на сцену выдающиеся артисты: Николай Солянников, Николай Черкасов, Юрий Юрьев, Валентина Иванова, Евгения Бибер, Софья Преображенская. Как отмечает балетовед Марина Константинова: «Спектакль этот был праздником не только потому, что в нем участвовало сразу три ведущих балерины современности, но и по всей своей атмосфере, по тому общественному звучанию, на которое оказался способен» (Константинова М. «Спящая красавица» М.: Искусство, 1990. С. 185.)

фотограф Андрей Лушпа

На нынешнем юбилее не случилось ни общественного звучания, ни художественного откровения. Рядовой состав, не воодушевленный высокой идеей, показал ординарный результат. Даже солисты Алина Сомова (Аврора) и Ксандер Париш (Дезире) не создали необходимого дуэта. Красавица Сомова осталась холодна к партнеру Паришу, мало подходящему для партии Дезире из-за отсутствия должного апломба и координации.

В программке так и написано: «Сегодня спектакли Петипа изменились. Переодетые в новые костюмы балеты потеряли колорит авторского замысла. <…> Эпоха Петипа ушла в прошлое». Честное, хотя и странное заявление для юбилейного гала.

В театральной среде бытует рассказ о том, что Петипа под конец жизни перестали пускать в Мариинский театр. Неужели теперь ему снова отказывают от дома…

Все права защищены. Копирование запрещено.