Симфония № 3 Гавриила Николаевича Попова – произведение, к созданию которого композитор шел долгим и непростым путем. Возникновение ее замысла можно отнести к тому времени, когда еще не была ни написана, ни даже задумана Вторая симфония «Родина» – впрочем, в то время композитор о написании симфоний не думал. В 1939 г. Гавриил Николаевич работал над музыкой к фильму Эсфири Ильиничны Шуб «Испания». Эта документальная кинокартина основана на кинохронике, снятой советскими кинооператорами Романом Лазаревичем Карменом и Борисом Константиновичем Макасеевым в Испании во время гражданской войны. Драматург Всеволод Витальевич Вишневский, написавший для этого фильма сценарий и дикторский текст, утверждал, что в глазах своих создателей фильм был не столько «документом» или «хроникой», сколько трагедийным повествованием о героической борьбе испанского народа. Драматическое и даже трагическое «звучание» кинокартины во многом обусловлено музыкой Гавриила Попова.

После выхода фильма на экраны в 1939 г. композитор решил создать на основе киномузыки «Испании» сочинение для струнных – Concerto grosso, но вскоре театр Революции заказал ему музыку к спектаклю «Ключи от Берлина», а режиссер Адольф Иосифович Минкин – музыку к фильму «Гость». Ради работы над музыкой для театра и кино Попову пришлось отложить Concerto grosso, а с началом Великой Отечественной войны на первый план выступили иные замыслы. Но в 1944 г., когда состоялась премьера Второй симфонии, ее успех вдохновил Гавриила Николаевича на продолжение работы над Concerto grosso. В процессе написания произведения изменилась его концепция – так родилась Симфония № 3, получившая заглавие «Героическая».

Хотя композитор и создал симфонию, исполнительский состав остался прежним – струнный оркестр.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти