(1799-1862)
Сегодня имя Фроманталя Галеви известно лишь самым искушенным ценителям оперы, но когда-то оно было овеяно славой, особенно на родине композитора – во Франции, а оперы его равнялись в популярности с творениями Джакомо Мейербера.
Одна из лучших опер Галеви повествует о печальной судьбе евреев, и это не случайно – композитор сам принадлежал к этому народу. Отец его – секретарь еврейской общины Парижа и преподаватель древнееврейского языка – был выходцем из Германии. Приехать во Францию ему позволила эмансипация евреев после Французской революции, и он рад был ощутить себя «гражданином Франции, знающим свои права». Эта семья дала миру не только композитора, но и писателя и историка Леона Галеви (друга Анри де Сен-Симона), а племянник Фроманталя Галеви стал либреттистом.
Музыкальная одаренность Фроманталя Галеви проявилось очень рано. Ему было всего десять лет, когда он поступил в Парижскую консерваторию. В одиннадцать лет он удостоился приза, а год спустя его взял в ученики Луиджи Керубини. Это был очень требовательный и строгий педагог, но Галеви усваивал все с такой легкостью, что вскоре стал одним из его любимых учеников.
Галеви было всего семнадцать лет, когда он начал преподавать сольфеджио в Парижской консерватории, а в двадцатилетнем возрасте он удостоился Римской премии, став одним из наиболее молодых ее обладателей. Тогда же, в 1819 г., по поручению французского правительства молодой композитор написал De profundis по тексту на иврите к похоронам герцога Беррийского.
Он отправился в Рим в 1820 г., затем некоторое время жил в Неаполе, посещал Вену, где встречался с Людвигом ван Бетховеном.
Возвратившись в Париж в конце 1822 г., Галеви продолжил преподавательскую деятельность, а с 1827 г. он преподавал аккомпанемент и гармонию, будучи на профессорской должности. В то же время он сотрудничает с Итальянским театром, сначала в качестве аккомпаниатора, а в 1830 г. становится хормейстером.
Педагогическая карьера Галеви развивалась вполне успешно – а как же композиторская? Поначалу все складывалось не лучшим образом. Три первые оперы, созданные им – «Пигмалион», «Два павильона» и «Цыгане» – так и не увидели свет рампы. Переломным моментом стал 1827 г., когда состоялась успешная премьера его комической оперы «Мастеровой». В том же году была поставлена другая его опера – «Король и лодочник». Следующее творение Галеви – «Клари» – было представлено с участием знаменитой Марии Малибран.
В дальнейшем Галеви создает новую оперу почти каждый год. Что это были за произведения? В первую очередь талант композитора проявлялся в области французской большой оперы – это были грандиозные действа на исторические сюжеты с обязательными балетными сценами в третьем из пяти актов, множеством хоров. Завершались такие оперы, как правило, трагически – ведь только такая развязка способна в полной мере продемонстрировать величие человеческого духа. К героям опер Галеви это относится в полной мере. Замечательный пример – опера «Еврейка», созданная в 1835 г. Действие ее происходит в Констанце, где празднуют победу над гуситами, но еврей Элеазар и его дочь Рахиль оказываются «чужими на празднике» христиан во всех смыслах. И старик, и девушка предпочитают мучительную казнь отречению от веры предков, а Рахиль еще и преодолевает ненависть к неверному возлюбленному и счастливой сопернице. Элеазар же пожертвовал самым дорогим, что он имел – горячо любимой приемной дочерью – ради мести ненавистному кардиналу (примечательно, что подобный мотив впоследствии появится в драме Антонио Гутьерреса «Трубадур», которая ляжет в основу оперы Джузеппе Верди). Другую большую оперу Галеви – «Царица Кипрская» – очень ценил Рихард Вагнер. Создавал Галеви и комические оперы – например, «Молния», поставленная в один год с «Еврейкой». Это истинный образец изящного юмора, количество исполнителей минимально – два тенора и две певицы-сопрано, хор не задействован.
В своем оперном творчестве Галеви обращался и к Уильяму Шекспиру («Буря»), и даже к Александру Сергеевичу Пушкину – правда, в его опере «Пиковая дама» от пушкинской повести не осталось практически ничего, кроме сцены с «тремя картами». Но творчество его не ограничилось оперным жанром – он создавал романсы, фортепианные пьесы, музыку к драматическим спектаклям. Его перу принадлежат два балета – «Манон Леско» и «Йелла» (второй не был поставлен, зато первый пользовался успехом). Проявил он себя и в качестве литератора, написав двухтомные мемуары «Воспоминания и портреты», а также множество статей.
Последним творением Галеви стала опера «Ной». Завершить ее композитор не успел – это сделал Жорж Бизе, женатый на дочери композитора (в таком виде опера получила заглавие «Потоп»).
Не всем творениям Галеви, пользовавшимся успехом при жизни создателя, суждено было выдержать испытание временем. Наиболее счастливая судьба выпала на долю «Еврейки» – ее и ныне ставят в разных театрах мира. В 2008 г. была поставлена опера «Клари» с Чечилией Бартоли в главной роли.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев