Вершина первого периода творчества Фредерика Шопена приходится на конец 1820-х – начало 1830-х гг. Если прежде музыкальные впечатления его ограничивались культурной жизнью Варшавы, то теперь молодой композитор и пианист с большим успехом выступил в музыкальной столице Европы – Вене («Сегодня я стал умнее и опытнее по крайней мере на четыре года», – утверждал он в письме к родителям, написанном после этого концерта). Побывал в Праге, где встретился с видными чешскими музыкантами, побывал в Дрездене на торжествах, посвященных восьмидесятилетнему юбилею Иоганна Вольфганга Гете, а в Варшаве он слушал выступления Иоганна Непомука Гуммеля и Никколо Паганини. В это время Шопен написал «Большой блестящий полонез», «Двенадцать этюдов», а также в первый и последний раз в жизни обратился к инструментальному концерту, в этом жанре он создал два произведения.

Первым из них стал Концерт фа минор, работать над которым Шопен начал в 1829 г. и закончил в 1830 г. Но случилось так, что партитура этого сочинения была утеряна издателем, позднее композитор заново написал ее. В результате этого фа-минорный Концерт был издан лишь в 1836 г. – уже после публикации Концерта ми-минор, изданного тремя годами раньше. По этой причине фа-минорный Концерт, хотя и был написан раньше ми-минорного, стал Вторым.

Какие мысли и чувства нашли выражение во Втором фортепианном концерте Шопена? «У меня, может быть, к несчастью, уже есть свой идеал, которому я, не перемолвившись с ним ни словом, преданно служу уже полгода, о котором мечтаю, которому посвящаю Адажио моего Концерта (фа минор)», – говорится в письме композитора к его близкому другу Титусу Войцеховскому. Кто же этот идеал?

Речь идет о первой любви композитора – Констанции Гладковской. Эта красавица – дочь бургграфа Варшавского замка – была одаренной певицей, обладала прекрасным «бархатным» голосом. Она обучалась у Карло Энвазио Соливы в Варшавской консерватории, будучи стипендиаткой правительства. Впервые Шопен увидел ее весной 1829 г. на показательном концерте, где она выступила с большим успехом, но знакомство состоялось на несколько месяцев позже – зимой. Любовь к Гладковской вдохновила Шопена не только на создание Фортепианного концерта № 2 фа минор, но и других сочинений – в частности, песни «Желание». Чувство композитора к Констанции было настолько возвышенным, что он не рассказывал о нем ни сестрам, ни родителям и даже притворялся, что влюблен в другую женщину – графиню Александрину де Мориоль. Когда Шопен покидал родину в 1830 г., на руке у него было скромное колечко, подаренное возлюбленной. Гладковская понимала, что никогда больше не увидит Фредерика. Желая забыть его, два года спустя она стала супругой помещика Юзефа Грабовского. Это был далекий от искусства человек, неспособный оценить талант жены и запретивший ей выступать. Констанция бережно хранила письма Шопена, а незадолго до своей смерти уничтожила их… Но, хотя Второй концерт создавался под влиянием чувств к Гладковской, композитор посвятил его не ей, а Дельфине Потоцкой – музыкально одаренной, обладавшей прекрасным голосом дочери богатого помещика из Подолья, с семейством которого композитор познакомился в Дрездене.

Первая часть Концерта – Maestoso – открывается блестящим вступлением, которое излагает солист. Далее следует типичная для классического инструментального концерта двойная экспозиция. В первой – оркестровой – экспозиции темы излагаются весьма лаконично, а во второй – сольной – раскрываются в полной мере. Неторопливая, благородная мелодия главной партии украшается пассажами. Побочная ей не контрастирует, сохраняя и общий лирический тон, и пассажные «украшения». Контраст обеим темам создают связующая и заключительная партии – блестящие, подвижные. В изящной и светлой разработке, предваряемой оркестровым tutti, развиваются в основном главная и связующая партии. Реприза отличается от экспозиции большей динамичностью: спокойная главная партия сокращена, а энергичная заключительная широко развита.

Часть вторая – Larghetto – исполнена нежности, порой сменяющейся страстным волнением. В первой теме, пронизанной польскими народнопесенными интонациями, причудливые музыкальные арабески не нарушают свободного течения кантилены. Инструментальный речитатив в среднем разделе напоминает пылкое признание.

Финал – Allegro vivace – пронизан танцевальными ритмами. Фортепианная фактура прозрачна и в то же время богата и разнообразна. Главную партию композитор требует исполнять «просто, но грациозно» – и это как нельзя лучше определяет ее характер. Атмосфера жизнерадостного народного танца сохраняется и в побочной партии, и в родственной ей заключительной.

Фортепианный концерт № 2 Шопен с большим успехом исполнил в марте 1830 г. в Варшаве, дирижировал Кароль Курпиньский.