Трудно найти в истории человеческой мысли явление более неоднозначное и даже пугающее, чем философия Фридриха Ницше. Философ, подвергший сомнению и существующие общественные отношения, и мораль, и религию – словом, всё, что можно и нельзя было подвергнуть, поставил под сомнение даже само понятие Человека, заменив его Сверхчеловеком. У кого-то это вызывает ужас, а у кого-то – восхищение. Среди людей, восхищавшихся трудами Ницше, были и композиторы. Самым известным произведением, вдохновленным его философией, стала симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», но это не единственное музыкальное воплощение идей Ницше. Произведение, основанное на той же книге, пытался написать в юности Карл Орф, но одним из самых последовательных приверженцев немецкого философа стал британский композитор Фредерик Дилиус, воплотивший идеи Фридриха Ницше в вокально-симфоническом сочинении – «Мессе жизни».

Примечательно, что знакомство Дилиуса с творчеством Ницше было связано с той же книгой, которая вдохновила Рихарда Штрауса и Карла Орфа. Философский роман «Так говорил Заратустра» композитор прочитал через несколько лет после его первого издания – в конце 1880-х гг., во время поездки в Норвегию. Роман повествует о философе-бродяге, называющем себя Заратустрой в честь древнеперсидского пророка. Главная идея романа заключается в трактовке человека как «каната над бездной», натянутого между животным и Сверхчеловеком. Дилиус воспринял роман как некое откровение, испытав сильнейшее душевное потрясение. В воззрениях немецкого мыслителя он увидел не столько отрицание морали, сколько стремление к освобождению человеческого духа для наслаждения жизнью и для творчества, отчаянный протест против лицемерия окружающего мира.

Увлечение Ницше оказалось стойким: по прошествии нескольких лет – в 1896 г. – именно оно помогло найти родственную душу в лице с художницы Желки Розен, ставшей впоследствии его супругой. Но не только на личную жизнь Дилиуса повлияла любовь к трудам философа – она и для композиторского творчества оказалась весьма плодотворной. Впервые он положил на музыку стихи Ницше в 1898 г., позаимствовав тексты из «Веселой науки» (той самой книги, в которой присутствует знаменитое изречение Ницше, подразумевающее моральный кризис человечества – «Бог умер»). От более ранних вокальных сочинений Дилиуса эти песни отличались большей утонченностью и сложностью музыкальной ткани. Вскоре после этого Дилиус создал вокальное сочинение для баритона-солиста на основе «Ночной песни Заратустры». Позднее – в 1904 г. – оно вошло в состав крупномасштабного произведения, получившего заглавие «Месса жизни».

Дав своему произведению такое заглавие, Дилиус связал его с традициями церковного католического пения, но эта месса воспевает отнюдь не Бога. «Я не верю ни в какую доктрину, кроме как в Природу и великие силы Природы», – утверждал композитор, и это же «чувство Природы» он усматривал в творениях Ницше. Поскольку в сочинении Дилиуса нет характерных для богослужебной музыки канонических частей, к жанру мессы ее отнести нельзя – по своей сути она является ораторией. Текст мессы Дилиус создал сам (в этом ему помог дирижер Фриц Кассирер, его друг), составив его из фрагментов романа «Так говорил Заратустра». При отборе текстовых фрагментов композитор стремился не столько к трансляции философских идей, сколько к передаче поэтической атмосферы произведения, выбирая либо песни, вложенные в уста героя, либо прозаические фрагменты, в которых присутствуют те же образные мотивы, что и в стихах (такие, как тишина, танец или сон). Стремлением проникнуть в поэтическую сущность романа объясняется то, что композитор-англичанин писал ораторию на немецкий текст – ведь в переводе могла быть утрачена музыкальность текста.

В «Мессе жизни» нет персонажей, с которыми можно было бы отождествить исполнителей – текст распределяется между четырьмя солирующими голосами и смешанным хором (но все-таки можно говорить о главенствующем положении баритона среди солистов). Значительность и глубину смысла произведения подчеркивает торжественный, но энергичный гимн воле, открывающий ораторию. Важнейшую роль в «Мессе» играет «Ночная песнь Заратустры», с которой композитор начал работу над произведением, именно в ее словах заключена главная мысль:

«Мир – это скорбь до всех глубин,

Но радость глубже бьет ключом».

Этот текст возникает в «Мессе» дважды. В первой части его мрачно интонируют басы, а конце «Мессы» эти стихи поручаются баритону и хору в полном составе.

Фредерик Дилиус завершил «Мессу жизни» в 1905 г., а в 1908 г. в Мюнхене состоялась ее мировая премьера. В Англии произведение впервые прозвучало в 1909 г., это произошло в Лондоне, дирижировал Томас Бичем.

 

 

Копирование запрещено.