Из гостеприимной Чувашии легкокрылая муза танца перелетела в хлебосольную Республику Марий Эл. Здесь начинался ежегодный фестиваль имени Галины Улановой. Праздничную атмосферу семнадцатого по счету фестиваля усиливали радостные события – Международный День танца, добравшийся до Йошкар-Олы символ Года театра, который доставили участники Всероссийского театрального марафона и подоспевшая информация Росстата, который поставил Йошкар-Олу на четвертое место по посещаемости театров после Санкт-Петербурга, Москвы и Севастополя.
Идейный вдохновитель и организатор фестиваля — Константин Иванов — учредивший его еще в бытность художественным руководителем театра им Э. Сапаева, ныне уже и как Министр культуры Республики возглавил организационно-творческую подготовку к празднику. И дело не только в должностях. Иванов, сочетающий министерский портфель с ответственностью худрука театра, все свое существо посвятил развитию музыкально-хореографического искусства Марий Эл. Грамотно подумана им афиша, включившая спектакли, неразрывно связанные с именем Галины Сергеевны.
Безусловно, бюджет фестиваля не позволяет роскошествовать. Однако Иванов умеет разумно расходовать материальные средства. Его уважение к артистам побуждает достойно принимать их, держа в поле своего зрения вопросы транспорта, размещения, питания… И потому гастролеры с огромные энтузиазмом стремятся в Йошкар-Олу, стараются максимально выложиться на сцене.
Открыли фестиваль торжественной премьерой «Раймонды». Трудно осознать, как Иванов умудряется успешно руководить культурой в масштабах целого региона, и одновременно сочинять либретто (пусть и редакцию по мотивам М. Петипа и Л. Пашковой), переносить на артистов хореографический текст Петипа и Константина Сергеева и сочинять собственную хореографию. Да еще репетировать, шлифуя технику и стилистику танца.
На сей раз в соратники Иванов избрал уфимского художника Владимира Королева, впервые взявшегося за оформление балетного спектакля. Вообще фестиваль этого года изобиловал творческими дебютами. И «первый блин» ни для кого не стал «комом». Умело сочетая реализм и условность, Королев создал декорации «дышащие».
В центре заднего плана замковая архитектура с характерными зубцами стен и бойницами. Атмосферу европейского средневековья передают свисающие геральдические штандарты. Восхищение вызывают великолепно исполненные рыцарские латы, размещенные в виде кулис. Мгновения – и рыцари обернутся шпалерами с дизайном иллюзорного, мистически светящегося пространства грез Раймонды.
При некоторых купюрах, динамизирующих действие (например, «Мазурки»), Иванову удалось создать достаточно цельное произведение, стремительно завершаемое кульминацией Венгерского Grand pas. Спектакль получился масштабным. В нем задействованы танцовщики Государственного ансамбля танца «Марий Эл» и ученики хореографического колледжа.
Уложив балет в два акта, постановщик сохранил жизнь Абдерахману, побежденному Жаном де Бриенном в поединке. Неудачливый сарацин с позором покидает замок Сибиллы де Дорис (Людмила Королева). К слову, роль Абдерахмана стала большой удачей Артема Васильева. Как и чувашские артисты Алексей Рюмин, Ульяна Альпидовская и Виктория Севоян, Артем значительно набрал актерски и технически. Наблюдать за ростом их сценического творчества чрезвычайно любопытно. Виктория, к примеру, успешно справляется с академической классикой вариаций в «Пахите» и «Тенях», Ульяна проявляет характер в виртуозной партии Жанны («Пламя Парижа»), а Артем оказался способным залить сцену бурным потоком дьявольской страсти. Мятежной энергией он отлично передал и духовные метания своего героя, включившие эротический подтекст и драму уязвленного самолюбия.
Театр приготовил два состава на главные партии спектакля, но Васильеву пока замены не нашлось.
«Раймондой» фестиваль начали, ею же и завершили. В первый день на заглавную роль, в соответствии со статусом, назначили Екатерину Байбаеву, и она исполнила партию корректно, академично, музыкально. В своей Раймонде Байбаева рельефнее выявляет горделивую стать и даже холодноватую девичью замкнутость. Образ Раймонды очень подошел Кристине Михайловой внешне. Она аристократичнее и, в то же время ее царственная героиня не чужда лирике. Балерина демонстрирует гибкость корпуса, хорошее вращение, апломб. Стоит только обратить внимание на линию рук и длить их, не сокращая ладони. В целом же Раймонда стала большой творческой удачей Михайловой. С кажущейся легкостью она преодолела все каверзы партии, включающей пять сложнейших, различных по настроению вариаций, и дуэты (партнер обеих артисток — Александр Петров, вынужденно заменивший травмированного Артема Веденкина).
Радость знакомств с шедевром Александра Глазунова и Петипа приносит зрителям искусство Романа Старикова (Бернар) Даниила Коростылева (Беранже), Анны Григорьевой и Сергея Шабрукова (Сарацинский танец).
В Венгерском танце с интенсивной эмоциональностью солировали Мария Максимова и Кирилл Паршин. Превосходную витальность придали бравурному Испанскому танцу Иван Мелехин и Ксения Царегородцева.
Дирижировал «Раймондой» и всеми другими спектаклями фестиваля Григорий Архипов. И хотя его музыканты порой расходились, а то и выдавали фальшивее ноты, музыкальное сопровождение в целом серьезных нареканий не вызвало. А сочное и чистое звучание скрипки Елены Шрейдер в отличие от пассажей кларнета и трубы (медные инструменты часто дают сбой) и вовсе заслужило «Браво!»
На спектакле присутствовал Глава Республики Марий Эл Александр Евстифеев с супругой Юлией Леонидовной. Они частые гости театра, и в искусстве толк знают.
На XVII-м фестивале имени Улановой «дебютную линию» продолжили москвичи. На главные партии «Жизели» пригласили солиста Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Дениса Дмитриева и солистку Театра «Кремлевский балет» Алину Каичеву, никогда партию Жизели прежде не исполнявшую.
Порадовало глубокое проникновение в образ Жизели балерины с явно выраженными драматическими способностями. В радостном эпизоде первого безмятежного свидания с Альбертом исполнительницы этой роли обычно слега намечают тему недомогания героини. Легкая минутная слабость пролетает быстро. Каичева сыграла сцену совершенно неожиданно. Ее Жизель, буквально подкошенная сильным сердечным приступом, безжизненно падает в руки Альберта. И лишь усилием воли заставляет воспрянуть, стараясь не испугать любимого и желая продолжить наивное веселье. Это не первый «звоночек» болезни, а реальная ее опасность и серьезная угроза. Сцена сумасшествия Жизели сыграна артисткой, что называется «на бис». Лицо Жизели изменилось до неузнаваемости, его черты исказила не только физическая боль, но и душевная мука. Техническая сторона тоже вызывала восхищение умением безупречно свертеть tour в attitude и устоять в позе, а затем и плавно сойти с пуантов. Во втором действии Каичева прилежно порхала над сценой, высоко взлетала в надежных руках Альберта-Дмитриева. Если артист придал своему танцу романтическое звучание, то вдумчивый, интеллектуальный Кирилл Паршин в роли лесничего Ганса великолепно отыграл жгучие ревностные переживания своего отвергнутого героя, впрочем, как и в роли Великого Брамина в «Баядерке», следующей за «Жизелью».
С «Баядеркой» связана неведомая зрителям драматическая история. Травма предполагаемого солиста марийского театра заставила экстренно искать замену. Это оказалось непросто. В итоге после всех перипетий поиска на партию Солора пригласили солиста Театра «Кремлевский балет» Егора Мотузова. Он также никогда лично не был знаком с Солором, к тому же отсутствие достаточного опыта дуэтного танца при жутком цейтноте репетиционного времени затрудняло жизнь прима-балерины Большого театра Нины Капцовой – Никии.
Однако все невзгоды остались позади, сомнения отпали: гармоничный дуэт состоялся. Мотузов увлеченно творил на сцене. Портрет своего Солора он нарисовал по преимуществу героическими красками. Но при этом не избежал и проявления сомнений, слабости, раскаяния.
Алмазным резцом вырезала свою Никию Нина Капцова, напитав образ поэзией, безмерным обаянием и тоской. Абсолютное владение балерины телом, безупречный вкус «соткали» эфемерную материю танца и создали впечатление убедительной актерской игры… Нет, не «игры» – проживания роли! Образован удивительный синтез двух сценических стихий, которые вместе обрели интригующе-свежее и восхитительное эстетическое качество.
Наслаждение для художественного взгляда. Любуйся — не налюбуешься.
В «Баядерке» большое количество персонажей. Каждый артист внес свою лепту в это потрясающее многофигурное полотно. Прежде всего, Екатерина Байбаева (своевольная Гамзатти), Максим Новиков (полудикий Магедавея), Роман Стариков (загадочный Золотой божок). Ксения Царегородцева (обаятельно-игривая Ману).
«Ромео и Джульетта» вновь подарили йошкаролинцам встречу с любимыми мастерами – Ольгой Челпановой и Константином Коротковым. Этот авторский спектакль был поставлен Ивановым тринадцать лет назад, но и сегодня смотрится на удивление животрепещуще.
Коротков – зрелый мастер, недавно удостоенный приза «Душа танца» в номинации «Звезда». Со сцены он поверяет тайну идеальной любви в чистых и ясных контурах танца. Ольга ранее стала обладательницей это же приза журнала «Балет». Танцовщики чувствуют себя, как рыбы в воде. Партнерам на сцене и вне ее — Челпановой и Короткову не нужно «играть» любовь и страсть. Они живут этими чувствами, и оттого их сценическое бытование вполне естественно и органично. Актерский ансамбль прекрасно дополняют по-детски непосредственный Роман Стариков (Меркуцио) и Кирилл Паршин, чей злобный Тибальт кажется исчадием ада.
Балетные фестивали – всегда ожидание, и всегда неожиданность. На двух вышеописанных — состоялись открытия, и публика обоих совершила волнующее путешествие в танцевальные миры, отвечая организаторам и артистам благодарными темпераментными аплодисментами.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев