(1809-1847)

Феликс Мендельсон-Бартольди – человек удивительной судьбы. Его жизнь словно оправдывает значение имени – «счастливый», хотя его земной путь и не был долгим. В отличие от многих композиторов своей эпохи, он не познал нужды, непризнания, разочарований – и, вероятно, это определило облик его музыки. В ней нет бетховенской героики, листовской страсти или шумановского проникновения в темные глубины души – ей свойственна классическая ясность и гармоничность, уравновешенность в сочетании с романтической одухотворенностью.

Композитор происходил из незаурядной семьи. Его дед – Мозес Мендельсон, философ – заслужил прозвание «еврейский Сократ», отец – Абрам Мендельсон – благодаря собственной предприимчивости стал главой банкирского дома. Вторую фамилию – Бартольди – семья приняла вскоре после рождения Феликса, с принятием христианства.

Музыкальные способности Феликса проявились рано. Обстановка в семье способствовала этому – в семействе Мендельсонов заботились об образовании детей и ценили искусство, общались с философами (в том числе Фридрихом Гегелем) и музыкантами. Первой учительницей стала для Феликса мать, а затем он учился у пианиста Людвига Бергера, скрипача Эдуарда Рица, композитора Карла Цельтера. Музыке обучалась и Фанни – сестра Феликса. Она была прекрасной пианисткой, но в семье считали, что удел женщины – супружество и материнство, а не музыкальная карьера, и профессиональным музыкантом Фанни не стала, но для Феликса она всегда оставалась очень близким человеком.

В девять лет Мендельсон выступал в качестве пианиста, в десять дебютировал как вокалист. В это же время он начал сочинять музыку. Юный композитор создавал фортепианные пьесы, сонаты и даже симфонии, казавшиеся не по возрасту зрелыми. Его наставник Цельтер был другом Иоганна Вольфганга Гёте, перед творчеством которого преклонялся Феликс, и представил ему ученика. Гёте очень тепло принял двенадцатилетнего музыканта, с удовольствием слушал в его исполнении творения Иоганна Себастьяна Баха и собственные произведения Мендельсона: «Я – Саул, а ты – мой Давид!» – говорил Гёте.

К шестнадцати годам Мендельсон был уже автором множества произведений, включая оперу «Два племянника». В семье сложилась традиция воскресных музыкальных утренников: в доме собирались знакомые музыканты и исполняли сочинения Феликса. Желая услышать объективное и авторитетное мнение о способностях сына, отец привез его в Париж, где сочинения Мендельсона одобрили композитор Луиджи Керубини и Пьер Байо. Парижская музыкальная жизнь юного композитора не впечатлила: он сделал вывод, что французы ценят в музыке только внешнюю эффектность.

Уже в юности Мендельсон заявляет о себе как о композиторе-новаторе. В его Октете ми-бемоль мажор появляется новый тип романтического скерцо – легкое, фантастическое, уводящее в мир причудливых сказочных видений. Такая скерциозность стала идеальным воплощением для образов комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». В 1826 г. он написал увертюру по этой пьесе – и мыслил ее не как вступление к драматическому спектаклю, а как самостоятельное произведение, предназначенное для концертного исполнения (другие музыкальные номера к комедии были созданы намного позднее – в 1843 г.).

Предметом горячего интереса молодого композитора было творчество Баха, почти забытое в то время – даже Цельтер рассматривал хоровую баховскую музыку, с которой знакомил Феликса, только как учебный материал. Стараниями Мендельсона в 1829 г. – впервые после смерти Баха – были исполнены «Страсти по Матфею». В том же году Мендельсон выступил в Лондоне, где дирижировал произведениями Людвига ван Бетховена, Карла фон Вебера и своими собственными, а затем он гастролировал в Шотландии. Впечатления воплотились в увертюре «Гебриды», кроме того, композитор начал работать над Шотландской симфонией (завершил он ее в 1842 г.).

В последующие годы Мендельсон немало гастролирует: Италия, Штутгарт, Франкфурт, Париж, вновь Лондон, где была исполнена его Итальянская симфония и издан первый сборник «Песен без слов». Два года, начиная с 1833, он являлся музыкальным директором в Дюссельдорфе, а в 1835 г. принял предложение занять должность капельмейстера симфонических концертов Гевандхауза в Лейпциге. В программы концертов он включал сочинения Баха, Моцарта, Генделя, Бетховена, Вебера, а также собственные сочинения. Связь с традициями Баха и Генделя выразилась в создании оратории «Павел» (по замыслу композитора, это была первая часть трилогии). В лейпцигский период рождается множество произведений – новые «Песни без слов», Рондо-каприччиозо, ряд камерно-инструментальных ансамблей, увертюра «Рюи Блаз», Концерт для скрипки с оркестром, симфония-кантата «Хвалебный гимн» и другие.

В 1841 г. по приглашению короля Фридриха Вильгельма IV композитор переезжает в Берлин. Король намеревался основать Академию изящных искусств, и предполагалось, что Мендельсон возглавит ее музыкальное отделение, однако король охладел к этому замыслу, и положение Мендельсона оставалось неясным. Он продолжает гастрольную деятельность, вновь посещает Англию. Еще в 1840 г. он ходатайствовал об открытии консерватории в Лейпциге – и в 1843 г. первая немецкая консерватория была открыта, а Мендельсон возглавил ее.

В 1846 г. Мендельсон завершил ораторию «Илия» и приступил к работе над третьей частью задуманной трилогии – «Христос», но осуществлению замысла помешало

пошатнувшееся здоровье. Тяжелым ударом стала для него смерть любимой сестры Фанни в 1847 г., а в ноябре того же года ушел из жизни сам Мендельсон.