На прошлой неделе, после 2 летнего отсутствия в репертуар Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко вернулась «Эсмеральда» в оригинальной редакции Владимира Бурмейстера. В первый вечер возобновления Эсмеральдой вышла первая балерина театра — Оксана Кардаш, которой эта роль чрезвычайно идет.
А поставлена «Эсмеральда» была на Виолетту Бовт, многолетнюю приму театра эпохи Бурмейстера (которая продолжалась почти 30 лет) и музу Бурмейстера. В год постановки «Эсмеральды» (1950) ей было всего 23 года. Вся творческая жизнь Бовт (выпуск Московского хореографического училища 1944 г., однокашники — Майя Плисецкая и Раиса Стручкова) прошла в этом театре, сначала балерина, прима-балерина, ведущая балерина (завершила карьеру в 1979 году), потом, до отъезда на родину, в США (она уроженка Лос Анжелеса), педагог театра. И свое знаменитое «Лебединое озеро» Бурмейстер ставил на Виолетту Бовт. И свою Снегурочку.
Предлагаю посмотреть одну и ту же, выходную вариацию Эсмеральды, и сравнить исполнение балерин разных поколений МАМТа — Виолетты Бовт, главной балерины театра 50-60х годов (запись поздняя, 1968 года, балерине уже 41 год), и Оксаны Кардаш, той, кого можно назвать на сегодняшним лицом балета Московского музыкального.
Я очень люблю Кардаш, считаю ее одной из лучших московских балерин, но танец Бовт меня восхищает больше, так же как и оригинальный текст Бурмейстера, на сегодня отредактированный. Танец Бовт мне напоминает небольшой вихрь на сцене, который задают высокий темп и безусильный прыжок (балерина любила заниматься в мужском классе, разрабатывая прыжок, напомню в записи ей за 40!), сильные перегибы корпуса обостряют текст, делают вариацию индивидуальной, смелой, даже несколько вызывающей, также мне очень нравится также меленькое па де бурре и потряхивание головой (в унисон звенящему бубну) во время круга па де бурре. Текст вариации в современном редакции несколько засушен, в нем меньше индивидуальных жестов, а больше балетного стандарта, традиционной игры с бубном, напоминающей классическую редакцию «Эсмеральды» Перро-Петипа. Разумеется, Кардаш очень красива и, конечно, куда больше тянет на цыганочку, чем блондинка Бовт, у нее впечатляющий прыжок, с хорошей, по-современному, разножкой, длинные и выразительные руки, даже кое-какая экспрессия, но прогиб в танце у нее только один и довольно скромный, и вообще как-то меньше танцевальности, но эту утрату танцевальности чувствуешь всегда, когда сравниваешь, как танцевали в 50-х и как танцуют сейчас. Редактирование текста Бурмейстера пошло не на пользу вариации — она утратила оригинальность, стала напоминать стандартную, с традиционным набором элементов, а то, что танцует Бовт, вы точно запомните и ни с чем другим не спутаете.
А как вам Эсмеральды из двух разных балетных эпох? Можно со мной не соглашаться!
Пока нет комментариев