«Роберто Болле и друзья» в Арена ди Верона
Вечером 18 июля в городе Ромео и Джульетты можно было стать восхищённым свидетелем одновременного существования двух галактик. Спектакли летнего фестиваля в Арена ди Верона проходят под открытым небом, и сияющие в тёмно-синих небесах звёзды – сами по себе представление, создающее конкуренцию происходящему на сцене, если качество спектакля не слишком высоко. Вот она, одна галактика. Другую в вечер, именуемый «Роберто Болле и друзья», представляла публика. Highlight, особое незабываемое событие в рамках летнего оперного фестиваля, собрал совершенно немыслимое количество зрителей, приехавших со всей Италии и из-за рубежа. За двадцать лет посещения фестиваля автор не припомнит такого количества людей. Ступени древнего амфитеатра казались попросту затопленными людьми, подобно тому, как усеяно звёздами небо. Настоящая галактика!
Гала-концерт открылся экспериментальным номером Массимилиано Вольпини, в прошлом артиста театра Ла Скала, а в настоящем интересного и успешного хореографа. Героем «Прототипа» на музыку Пьеро Сальваторе был классический танец как воплощение совершенства человеческого тела. Болле демонстрировал хорошо известные классические позы, на экране позади танцовщика возникали их французские названия. Танцовщик из плоти и крови соперничал со своим виртуальным двойником.
За «Прототипом» последовала насыщенная программа, явившая изысканный парад классических и cовременных номеров. Итальянского «бога танца» окружили артисты из России, Англии, Италии, Германии, США, Кубы, делающие успешную карьеру в крупных западных труппах. Если сорокадвухлетний Болле в прекрасной физической форме мог бы быть назван Солнцем, то некоторые окружившие его звёзды порой рисковали затмить ослепительный блеск артиста, ради которого затевался гала.
Среди прелестных дам самой яркой звездой оказалась наша соотечественница Викторина Капитонова, прима-балерина Цюрихской труппы, не только превосходная танцовщица, но и настоящая артистка, яркий художник, способная предложить интерпретацию стоявших в программе номеров, а не попросту корректное исполнение па классического танца. Тонкая, деликатная, изящная Викторина продемонстрировала безупречное техническое мастерство, владение разными стилями, а её драматический дар ни на йоту не уступил комическому. Балерина показала зрителям страдающую, жертвенную Виветту из сюиты из балета Ролана Пети «Арлезианка» (думается, приковав к себе взоры и сердца зрителей в большей степени, чем «божественный» Роберто) и от всей души и с недюжинной отвагой подурачилась в фантастически смешном гран па-де-де на музыку увертюры из «Сороки-воровки» Россини, поставленном Кристианом Шпуком.
Торжеством русской школы оказалось и выступление Анны Цыганковой, которая танцует в Dutch National Ballet в Амстердаме. Она в паре с Мэтью Голдингом открыла второе отделение гала-концерта самым любимым номером всех времён и народов, а именно па-де-де из балета «Дон Кихот». Великолепная техника, яркая виртуозность, балеринский шик и актёрская выразительность: в рамках концертного па-де-де публика увидела настоящую Китри, лукавую и победительную. Партнер из Royal Ballet немало проиграл русской танцовщице, сделав упор на излишнюю спортивность и интерпретируя персонаж в преувеличенно легкомысленном духе. Эта же пара превосходно исполнила After the rain хореографа Кристофера Уилдона на магическую музыку Арво Пярта.
Ещё одна русская танцовщица, выпускница Вагановской академии Елена Востротина, прима-балерина дрезденской Semper Oper, танцевала в паре с Кристианом Баухом. В отличие от всех остальных звёзд, участников гала-концерта, артисты выступили не в традиционной и всеми любимой классике, а показали два номера на музыку И.-С. Баха: Vertigo maze (хореография Стийна Селиса) и Duet from new suite (хореография Уильяма Форсайта). Превосходная классическая балерина Востротина, прекрасная, высокая, с красивейшими линиями, лидировала в дуэтах, явив безупречную гибкость и владение различными хореографическими стилями.
Cара Лэйн из American Ballet Theatre была великолепной Дианой в па-де-де «Диана и Актеон», покорив публику высоким ростом, статностью, красотой и крепкой техникой. А вот прима-балерина театра Ла Скала итальянка Николетта Манни, по мнению автора, уступилa Саре и русским артисткам. Николетта Манни молода, стройна, мила и технически сильна, но, как только её ножки переставали касаться пола, исчезало и воспоминание о ней. Манни не могла похвастаться индивидуальностью, а без неё танец сводится к упомянутому мною корректному исполнению всем известных па. «Ударное» па-де-де из балета «Корсар» было подано в чисто концертном плане и исполнено технически, может быть, и безупречно, но отличалось крайне анонимным духом.
Партнёром обеих дам был темнокожий танцовщик с Кубы Озиел Гуонео, которому ныне имеют счастье аплодировать жители столицы Норвегии Осло. Феномен, да и только, попросту обречённый на успех в изысканных красно-золотых залах театров и на грандиозных пространствах стадионов и древних амфитеатров! Буквально каждое его движение сопровождалось проявлениями безграничного энтузиазма и шквалом аплодисментов. Гуонео превосходно сложён, обладает отточенной техникой, превосходящей самое смелое воображение виртуозностью, бурным темпераментом и редким даром быть обаятельным на сцене. Публика в одно мгновение влюбилась в кубинского артиста и без конца одаривала его самыми громкими, самыми искренними овациями.
Гуонео не померк в тени «греческого бога» Болле, как не померк и Тимофей Андриященко, танцующий в театре Ла Скала. Андриященко, обладатель Гран-при XII Московского Международного конкурса артистов балета (2013), ныне солист театра Ла Скала, в паре с итальянской знаменитостью станцевал Les Combat des Anges, фрагмент из балета Ролана Пети Proust ou les intermittences du Coeur на музыку Форе. Юный, харизматический, лучезарный, утончённый Андриященко и атлетически сложённый, опытный и знаменитый Болле вступили в партнёрские отношения удивительной тонкости. Па-де-де двух танцовщиков было феноменом чистой красоты.
Итальянская звезда достигла такого уровня известности, что малейшее движение вызывало восторженный рёв публики самого знаменитого в мире театра под открытым небом. Безумно ревели, когда Болле снял рубашку, демонстрируя совершенную мускулатуру, безумно ревели, когда в самом конце сюиты из «Арлезианки» танцовщик совершил отважный прыжок в пространство, обычно служащее оркестровой ямой. (Рискуя навлечь на себя гнев фанатов «греческого бога» и «бога танца», автор утверждает, что Болле всегда более поражает красотой и совершенством сложения, нежели собственно артистическими достоинствами…)
Праздник балета состоялся – была достигнута гармония между возвышенным хореографическим искусством и несомненной развлекательностью, без которой в Арена ди Верона не обойтись.
Верона
Фото ENNEVI
Пока нет комментариев