Даже самый серьезный композитор иногда позволяет себе пошутить, предаться веселью – особенно если к этому располагает обстановка. В первые десятилетия ХХ века обстановка в мире искусства располагала к всеобщему отрицанию и эпатированию публики. Пышным цветом расцветали всевозможные новые направления, расшатывающие основы вековых художественных традиций, скандальные произведения (такие, например, как балет «Парад» по сценарию Жана Кокто с музыкой Эрика Сати и декорациями Пабло Пикассо) возникали одновременно со всевозможными декларациями и манифестами. «Берегитесь музыки! – взывал Жан Кокто в своей книге-манифесте «Петух и Арлекин». – В клавире музыканта слишком много нот!» Ясность, простота, мелодичность – к этим исконно французским чертам призывал он вернуться в противовес «германской тяжеловесности». Одним из проявлений этого мятежного духа отрицания и обновления, царившем в Париже после Первой мировой войны, стал балет Дариуса Мийо «Бык на крыше».
Судьба этого произведения парадоксальна. Создавая его, композитор менее всего склонен был предполагать, что пишет балетную музыку, а впоследствии его творение существовало как оркестровое произведение, предназначенное для концертного исполнения. В то время – в 1919 г – Мийо возвратился во Францию из Бразилии. Он успел искренне полюбить эту страну и тосковал по ней, но вскоре утешился, окунувшись в художественную жизнь Парижа, а квартира его превратилась в место постоянных встреч молодых композиторов. Их идеалом был Эрик Сати: «Чистота его искусства, отвращение к компромиссам, пренебрежение к деньгам и безразличие к критике – все это было замечательным примером для нас», – вспоминал впоследствии Мийо.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев