«Я считаю рояль неким аналогом и даже проекцией оркестра. Он для меня тот идеал, к которому я стремлюсь, не пытаясь, конечно, подражать оркестру», – утверждал композитор Борис Иванович Тищенко. Истинной квинтэссенцией такого подхода стали фортепианные сонаты – в этом жанре композитор создал десять произведений, в которых показал себя истинным продолжателем традиций одного из своих наставников – Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Подобно фортепианной музыке Шостаковича, произведениям Тищенко присущи эмоциональная сдержанность, подчеркнутая интеллектуальность, преобладание лирико-трагедийной образной сферы, разнообразие ладовых наклонений и полифоничность музыкального мышления в сочетании с графической ясностью фактурных пластов. В то же время сонаты Тищенко требуют от исполнителя виртуозности, в них чувствуется волевой напор, и эти черты роднят их с творениями другого композитора – Сергея Сергеевича Прокофьева. Однако Борис Иванович не воспроизводил опыт великих предшественников буквально – и сам он охарактеризовал свое новаторство следующим образом: «Когда я пишу музыку для фортепиано, то я пытаюсь на рояле выразить те мысли, которых, по-моему, до меня в фортепианной музыке не было или они не так явственно формулировались», – именно в этом, а не в поиске новых приемов звукоизвлечения заключалось, по мнению самого Бориса Ивановича, то новое, что принес он в фортепианную музыку.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти