(1939-2010)
Бориса Ивановича Тищенко справедливо называют одним из классиков отечественной музыки второй половины ХХ столетия. Он никогда не был радикальным новатором, не стремился разрушить все традиционные проявления музыкального языка – но это не мешало его музыке быть глубоко самобытной, объединяя в себе традиционность с новаторством, а европейское – с национальным.
Родина композитора – Ленинград, а детство его пришлось на тяжелые военные годы. Семья была эвакуирована в Оренбургскую область, в поселок Берды. Первые музыкальные впечатления были связаны с песнями военных лет, звучавшими по радио и на патефонных пластинках. Мальчик напевал эти песни – и в нем крепла уверенность, что он тоже сможет сочинять музыку. Стать композитором он решил в семилетнем возрасте, но первое его произведение появилось в результате недоразумения: на уроке музыки в общеобразовательной школе учительница сыграла пьесу Роберта Шумана «Дед Мороз» и велела детям написать сочинение. Тищенко не понял задания и сочинил музыкальный отклик на шумановскую пьесу. С трудом – как умел – он записал мелодию и пришел в восторг, когда учительница сыграла ее. Она посоветовала родителям отдать мальчика в музыкальную школу.
Сначала Тищенко обучался в музыкальных классах при Доме пионеров, с шестого класса – в школе-семилетке при консерватории. Окончив ее, он поступил в музыкальное училище на теоретико-композиторский факультет. Его наставница Галина Ивановна Уствольская в своей педагогической работе отличалась жесткостью – все сочинения ученика она, по словам Бориса Ивановича, «безжалостно громила», не терпела тривиальности. Заслужить ее похвалу было нелегко, но Тищенко это удалось: на третьем курсе он написал Вариации для фортепиано (первое сочинение композитора, которое было издано), рондо для скрипки и вокальный цикл «Слепые» – и Уствольская решила, что он готов к поступлению в консерваторию. После третьего курса училища он поступил сразу на два факультета – композиторский и фортепианный, но с композиторского он был отчислен почти сразу же: следуя традициям своей наставницы, он позволял себе весьма смелые созвучия. Однако, случившееся не очень его расстроило – получив очень солидную подготовку в училище, Тищенко чувствовал себя композитором. Он продолжил учиться на фортепианном факультете, а по прошествии двух лет был снова принят на композиторский. Теперь он обучался у Виктора Владимировича Волошинова, который, по словам композитора, научил его «сочинять как строить дом» – в соответствии со строгой логикой. На пятом курсе его взял в свой класс Дмитрий Дмитриевич Шостакович – в виде исключения (ведь он работал только с аспирантами). У него же он продолжил обучаться в аспирантуре, а после ее окончания сразу же начал преподавать в консерватории – сначала инструментовку и чтение партитур, а с затем – композицию. По примеру Шостаковича, он практиковал коллективную форму занятий: от полутора до двух часов преподаватель и ученики вместе музицировали, слушали произведения разных композиторов, и только после этого начиналась индивидуальная работа, причем одни студенты присутствовали при занятиях с другими. Своих учеников Тищенко знакомил с различными видами музыки, утверждая, что «нет запретных тем»: наряду с академической традицией он представлял студентам песни военных лет и джаз, знаменный распев и алтайское горловое пение, яванский гамелан и индийскую рагу.
Преподавательская деятельность не препятствовала композиторскому творчеству. Тищенко проявил себя в разнообразных жанрах: симфонии, инструментальные концерты, струнные квартеты и другие камерно-инструментальные сочинения, киномузыка, а также сочинения для музыкального театра – и в этой области он отдавал предпочтение не опере, а балету (по словам композитора, его мать утверждала, что в балете «меньше условности», и он в этом был с нею согласен). Одним из самых значительных событий его творческой биографии стало создание балета «Ярославна», первоначально озаглавленного «Затмение». Опираясь на «Слово о полку Игореве», Тищенко и балетмейстер Олег Михайлович Виноградов трактовали сюжет не как героическую эпопею, а как трагедию русского народа, который они отнюдь не идеализировали – и именно такой взгляд на историю (а вовсе не музыка или хореография) стал мишенью жестокой критики. Некоторые музыкально-театральные произведения Тищенко адресованы детям – балет «Муха-Цокотуха», оперетта «Тараканище», опера «Краденое солнце». Однако, воплощая в музыке известные сказки Корнея Ивановича Чуковского, он не стремился к упрощению музыкального языка (что даже привело к конфликту с Зиновием Яковлевичем Корогодским, заказавшим эти произведения для ТЮЗа).
Важное место в творчестве Тищенко занимала симфоническая музыка. Наряду с восемью симфониями его перу принадлежит хореосимфоническая циклиада «Беатриче» – цикл симфоний по «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Композитор ушел из жизни в 2010 г.
Пока нет комментариев