Холодными весенними днями в Питере сыграли очень тёплый спектакль к юбилею одного из любимейших российских творцов и исполнителей авторской песни Сергея Никитина. Тринадцать его чудесных музыкальных опусов на слова Юнны Мориц стали основой пьесы, написанной специально для Карамболя молодым литератором Анастасией Букреевой. Музыкальная редакция — автора идеи проекта Ирины Брондз, оркестровка Семёна Чебышева. Поставил спектакль молодой режиссёр Антон Оконешников.
Петербургский Карамболь – это театр, который на протяжении без малого 30-и лет своего существования не перестаёт искать и экспериментировать. Именно здесь давным-давно придумали делать мюзиклы на основе популярных фильмов с хорошей музыкой. Нынче идея растиражирована, и мало кто помнит, где она родилась.
Здесь рядом с взрослым коллективом создали действенную детскую студию, и хотя в большом театральном мире это не новость, российские музыкальные ТЮЗы всегда работали с труппой из взрослых актёров. Но 26 лет назад здесь прошёл первый детский кастинг для спектакля «Белоснежка и семь гномов», с тех пор Карамболь воспитал уже несколько поколений юных артистов и значительный пласт образованных зрителей — фанатов музыкального театра.
Здесь репертуар на 95% состоит из спектаклей, созданных в этом театре или специально для этого театра. Модное нынче рекламное словосочетание «мировая премьера» в Карамболе давно обрело реальную плоть и кровь.
Когда Карамболь начинал свою жизнь (в полуподвале под лестницей коммунальных квартир, зато на улице Н.А. Римского-Корсакова!), список названий для детских музыкальных театров был скуден. И выпускница консерватории (того же Римского-Корсакова) музыковед и композитор, бессменный руководитель Карамболя Ирина Брондз начала писать музыку для своего любимого театрального детища сама. Сегодня в репертуаре из 17 названий 9 имеют автором Ирину Брондз. А кроме того, на ней вся музыкальная редактура партитур, рождённых из качественных саундтреков. Да и вообще в этом театре всё на ней, сплотившей крепкую творческо-производственную команду, с любовью воссоздающей на сцене волшебный мир детства.
Сказать, что премьерный «Большой секрет для Маленькой Компании» великолепный спектакль для детей – очень мало что сказать. Потому что взрослой половине зрительного зала подарено не менее радостное погружение в лучшие времена жизни. Талантливо и щедро, с долей лиричной иронии, иногда с грустинкой театр играет со всеми своими зрителями в самую завлекательную игру — в детство. Весело и азартно. Умно и уважительно. Без заигрывания с «несмышлёнышами», но с аккуратной долей воспитательности. Залог тому – яркие, афористичные, пропитанные мудрым юмором тексты и светлые, интонационно точные, обаятельно — оригинальные мелодии. Добрая, фантазийно-забавная пьеса. Ёмкие театральные образы, созданные достаточно простыми средствами. И неподдельная актёрская органика!
Особая прелесть спектакля в том, что в нём нет назидательной риторики. Хотя начинается всё со сцены безнадёжно скучного Дня Рождения, на котором все дети сидят, уткнувшись в планшеты – знакомая картина! — а доброжелательный Дедушка наивно пытается вовлечь их в живое общение. Однако ставил-то спектакль Антон Оконешников, молодой человек ХХI века, который ну никак не может считать гаджеты вселенским злом! Но ему удаётся в весёлой игровой манере сказать, что в детстве, вообще в жизни, есть ещё кое-что стоящее, тёплое, настоящее. Что жизнь – это не интернет, дающий стандартные ответы на любой вопрос. И что детская жизнь – царство беспредельной фантазии, пытливого выяснения «что такое хорошо, что такое плохо», нерастраченной ещё веры в волшебство и в победу добра над злом. Но при этом мягко, без особой душещипательности обозначить: обиженный детьми, такой непосредственной в своей душевной теплоте дедушка (Игорь Елькин) уже никогда не вернётся на землю. И что в жизни не всё и не всегда так уж благостно. Однако сыграно это без сюсюканья, без назидательности; иронично (жутко умная сова – Лина Нова, исполняющая обязанности интернета и навигатора) или изящно-озорно (чёрные балетные лошадки с красными гривами); иногда в броской цирковой манере (коты — мореходы), в стиле бандитского ужастика (робото-волки) или с долей чёрно-розового юмора (розовый танк). Даже вполне поэтичные образы — белые летающие кони – и те с лукавинкой. А главные персонажи – брат и сестра, Вася и Ася (Саша Якименко и Вероника Антипина) вовсе не идеальные герои, а вполне себе капризные, упрямые, эгоистичные существа, и заброшенным игрушкам, симпатично-несуразному резиновому ёжику (Дмитрий Стефанов), уютной Пони (Юлия Коровко) и добродушному Медведю (Андрей Котов) на первых порах совместных испытаний приходится с ними вовсе не сладко.
Этот спектакль — редчайший случай, когда в музыкальном театре слышно абсолютно каждое слово. В Карамболе всегда хорошо с дикцией, но здесь срабатывает совсем особое отношение к текстам – его очень любят. Постановщики чувствуют особую поэтическую интонацию Юнны Мориц, уникально тонко услышанную Никитиным. Вечером того же дня, когда состоялась премьера «Большого секрета», Сергей и Татьяна Никитины дали концерт для петербургских поклонников их творческого дуэта. Песни на стихи Юны Мориц тоже звучали, но было много номеров и на тексты и других поэтов. Тогда ещё раз подтвердилось: как точно постановщики и исполнители ощутили уникальную оригинальность именно той омузыкаленной поэзии, за которую они взялись!
Меньше чем через год юбилей, а театр до сих пор не имеет собственной сцены. Тяжба по поводу ремонта здания, формально переданного Карамболю, длится уже слишком много лет. При этом, каждый раз арендуя помещения из своего скромного бюджета, театр в среднем даёт 10 спектаклей в месяц. Имеет большую молодую труппу и детскую студию. Собственный качественный оркестр под управлением Сергея Тарарина. И никогда, кроме выездных выступлений на неприспособленных площадках, не работает под запись. Как, каким чудом этот коллектив умудряется так интересно жить и творить в условиях практической нереальности, остаётся Большим Секретом на редкость жизнестойкой творческой компании.
Фото — Александр Корнаков
Фото предоставлены пресс-службой театра
Пока нет комментариев