«Когда говорят пушки, музы молчат», – это изречение было многократно опровергнуто во время Второй мировой войны. Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, опера «Война и мир» Сергея Сергеевича Прокофьева и множество других шедевров родилось в те грозные годы – ведь остаться в стороне от событий не мог никто, включая людей искусства. Мы расскажем об одном из сочинений военной поры – «Полевой мессе». Ее автора – чешского композитора Богуслава Мартину – начало войны застало в Париже. Поначалу – пока военные действия не подступили к французской столице – казалось, что все это где-то далеко, продолжалась концертная жизнь, да и в целом парижане не воспринимали происходящее всерьез, но известия с фронта становились все тревожнее.

И вот – март 1939 г., Чехословакия оккупирована фашистами. Это событие Богуслав Мартину воспринял как личную трагедию. Композитор скорбел об участи своего народа – и о том, что потерял надежду возвратиться на родину. «Все вывалилось из рук, мысли не могли ни на чем остановиться и ни в чем не находили опоры… Всё, к чему я стремился, что делал, писал, о чем думал, казалось лишенным всякого смысла», – вспоминал он впоследствии. Но приходит осознание новой ценности – свободы, не личной, но «свободы духа, свободы человечества». Композитор с особой ясностью осознает, что «она не дается, а завоевывается». В такие времена Мартину не может бездействовать – по примеру многих своих соотечественников, живущих во Франции, он попытался вступить в отряд добровольцев, но не был принят. Его единственным «оружием» остается музыка – и вот тогда рождается «Полевая месса».

Исполнительский состав этого произведения Мартину напоминает о крылатой фразе – «у войны не женское лицо»: солист-баритон, мужской хор. Страшный лик времени подчеркнут и инструментальным составом: трубы, тромбоны, кларнеты, флейты-пикколо, фортепиано, гармониум, множество ударных – от скрипок и других струнных инструментов с их теплым тембром, трепетным звуком композитор отказывается.

Мартину назвал свое сочинение «мессой», но оно не является культовой музыкой. Текст католической мессы в нем использован, но наряду с ним присутствуют поэтические строфы на чешском языке (либретто создал чешский писатель Иржи Муха, находившийся в то время во Франции). Не придерживался композитор и формы мессы – произведение обладает своим собственным сюжетом: в минуту затишья между сражениями бойцы с тоской вспоминают о далекой родине и молят Бога спасти их и покарать врагов. Ни текст, ни музыка не привязывают «Полевую мессу» к конкретным историческим событиям: тема войны, страданий, которые она приносит, трактована в обобщенном плане – как вопрос, актуальный для всех времен и народов.

Драматургия «Полевой мессы» основана на сопоставлении контрастных образов: героические образы сопоставляются с трагедийными, картины сражений – со светлыми воспоминаниями о мирной жизни. Произведение состоит из вступления, пяти вокальных разделов и центрального эпизода. Во вступлении слышатся «отдаленные отголоски» сражения: возгласы медных духовых, ритм, отбиваемый ударными – все это приобретает в дальнейшем значение лейтмотивов. Из этих отголосков возникает маршевая мелодия, излагаемая в хоральной фактуре. Ее звучание постепенно крепнет и усиливается – словно приближается шествие. Вступлению контрастирует хор на текст молитвы «Отче наш». Приемы старинного многоголосия, используемые в нем, воссоздают атмосферу гуситских войн – сурового прошлого чешского народа. В лирическом соло баритона, проникнутом душевной теплотой, присутствуют синкопы, характерные для чешской народной музыки.

В оркестровом эпизоде, помещенном в центре кантаты, воплощены светлые образы. Для создания их композитор вновь обращается к музыкальному «арсеналу» прошлого, используя технику concerto grosso – звучание насыщается энергичным, радостным движением, фактура становится прозрачной. Хоральное соло гармониума, имитирующего звучание органа, создает возвышенную атмосферу церковного богослужения. Контрастом этому миру светлых воспоминаний звучат вернувшиеся лейтмотивы войны – фанфарная мелодия трубы, жесткий ритм ударных.

В заключительном разделе «Полевой мессы» пение псалмов вновь приобретает архаическую строгость. Происходит постепенное просветление колорита. Завершающий произведение хор, поющий без инструментального сопровождения, звучит одновременно и торжественно, и умиротворенно, на него накладываются вдохновенная речитация солиста. И хотя в последних тактах лейтмотив войны – трубные сигналы и маршевый ритм ударных – напоминает о себе, завершение «Полевой мессы» воспринимается как выражение надежды, которая не оставляет людей даже в самые тяжелые времена.

Оккупация Франции, последовавшая в 1940 г., сделала невозможной исполнение «Полевой мессы» Богуслава Мартину. Премьера произведения состоялась только после войны – в 1946 г. – в Праге, дирижировал Рафаэль Кубелик.

Все права защищены. Копирование запрещено