Пожалуй, самый известный авторский сборник бициниев – двухголосных сочинений на латинском языке – принадлежит великому Орландо Лассо. Его «Novae aliquot, ad duas voces cantiones» впервые был вышел в 1577 году и впоследствии переиздавался сотни раз.

Около трех десятилетий «божественный Орландо» занимал ответственный пост руководителя придворной капеллы Мюнхена, посему музыкальное, религиозное, нравственное воспитание отроков – певчих капеллы было его главнейшей задачей. Бицинии Лассо, очевидно, были необходимым педагогическим репертуаром в работе с его учениками, которые впоследствии стали крупными композиторами.

Орландо Лассо со своими учениками во время богослужения в Мюнхенской придворной капелле. Фрагмент манускрипта «Покаянных псалмов» Лассо

 

Например, первый бициний – «Beatus vir» («Блажен муж») – демонстрирует отрокам, обучающимся композиции, следующие приемы: умение применять и варьировать формулу распева выбранного лада, искусство применения акциденций (случайных знаков), имитационная работа, построение тексто-музыкальной формы и многие другие.

Слушать:

 

Каждый из двенадцати бициниев представляет собой оригинальную интерпретацию того или иного церковного текста или сюжета, а также композиторских техник. Например, заключительный, двенадцатый дуэт, «Sicut rosa inter spinas» («Как роза посреди шипов»), посвященный Деве Марии, является идеальной демонстрацией полифонического приема вертикально-подвижного контрапункта. С него и начинается этот двухголосный мотет:

 

Слушать:

 

Стиль, выработанный в бициниях Лассо, признан эталонным как в «жанре» бициниев, так и в строгом стиле в целом. Крупнейший биограф Лассо, немецкий исследователь В.Беттихер назвал бицинии Лассо «документом старинной монодии».

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.