Рига – родина Михаила Барышникова, однако в свой родной город он приезжает нечасто. Тем большее внимание привлекает каждый визит артиста, особенно если он связан со значительным событием в мире искусства. Именно таким событием стал спектакль «Белый вертолет», поставленный в ноябре 2019 года режиссером Алвисом Херманисом в Новом Рижском театре.
Пьеса сама по себе заслуживает самого пристального внимания. В основе ее лежит исторический факт, относящийся к Новейшей, точнее – к недавней истории: впервые за шестьсот лет Папа Римский отрекся от престола Католической церкви. Именно этот церковный деятель – Бенедикт XVI – стал главным героем пьесы, и образ его воплотил Михаил Барышников.
Начало спектакля сразу же настраивает на философский лад: строго и сосредоточенно звучит духовная музыка, а занавес открывается не сразу, чтобы зрители могли как следует рассмотреть изображенную на нем картину. Это фреска, принадлежащая кисти Луки Синьорелли – итальянского художника эпохи Возрождения. Монахи в белых одеяниях, почтительно подступающие к святому Франциску Ассизскому, лишь на первый взгляд кажутся одинаковыми: у каждого из них – свое выражение лица, выдающее черты характера, каждый человек приносит в Церковь то, что сокрыто в его душе, и ни принадлежность к церкви, ни даже папский престол не в силах сделать человека святым.
Как подтверждение этой мысли, возникает перед зрителями фигура главного героя. Барышников в образе Бенедикта XVI не говорит ни слова, выражая мысль исключительно в движениях. Что это за движения – танец, пантомима, жест? Ни то, ни другое, ни третье – им нельзя дать однозначного определения, но их изломанность и судорожность очень выразительно передают то душевное состояние, в котором пребывает герой.
Представив душу героя «крупным планом», спектакль переходит к действию как таковому: день Папы Римского начинается, мы видим героя за утренними делами, которые выглядят как нечто обычное и привычное – занятие на велотренажере (точнее, попытка заниматься, безжалостно подчеркивающая старческую немощь), разговор со старушкой-монахиней Табианой, заведующей хозяйством, облачение… но это особый день в жизни героя – сегодня ему предстоит отречься от престола, а ведь подобного не происходило с большинством его предшественников. Именно эту тему обсуждает герой со своим секретарем на протяжении всего первого акта. А белый вертолет, упомянутый в заглавии, в пьесе действительно появляется: маленький белый вертолетик внезапно влетает в окно, бесцеремонно кружа по папским апартаментам. Что это – игрушка, запущенная озорным ребенком? А может, дрон с камерой, призванной «сделать тайное явным»? Выкрик секретаря в окно – «Дети, перестаньте!» – как будто свидетельствует в пользу первой версии, но ведь лицо духовное может всех христиан называть «дети мои». Что же должны «перестать» делать духовные чада католической церкви – может быть, смотреть на ее главу только как на публичную личность, а на всё, что связано с Церковью, как на шоу? Намек на эту тревожную тему присутствует и в реплике самого Бенедикта: «Я – не рок-звезда!» Возможно, он именно потому и отрекается от престола, что не в силах изменить эту ситуацию – перестать быть «звездой» в глазах паствы и стать носителем истины. «Что есть истина?» – этот вечный библейский вопрос предстает в пьесе, словно отраженный в кривом зеркале: «Кому нужна истина?» Если Понтий Пилат всё-таки задавался вопросом, что такое истина, то наших современников это даже не интересует – и из понимания этого проистекает тот ужас, который выражается в сосредоточенном, эмоциональном «танце» главного героя, то и дело прерывающего действие, как своеобразный «стоп-кадр».
Та же мысль проскальзывает в юмористической, почти гротескной сцене, когда сестра Табиана сообщает Бенедикту о подарках, принесенных паломниками – огромном шоколадном яйце, бочке пива и… самой маленькой в мире Библии. Горькая ирония звучит в этих словах: плотские удовольствия выросли в глазах современного человека до невиданных размеров – а Слово Божие впору рассматривать в микроскоп! Именно это и делает Бенедикт, отослав шоколад детям, а пиво – гвардейцам, но случайно роняет микроскопическую книжечку, и тщетно ищет ее… не так ли современный человек, потеряв Слово Божие, пытается отыскать смысл жизни? Пределом злой иронии звучат слова Бенедикта, предлагающего посмотреть в Википедии, что такое «Бог».
Завершается пьеса тем же, с чего она начиналась – причудливым танцем-размышлением и одеванием: переоблачившись в мирскую одежду, бывший Папа Римский покидает свою резиденцию, по которой вновь кружит маленький белый вертолет, для которого поистине «нет ничего тайного». Такой финал кажется вполне закономерным для Бенедикта XVI – и реального, и для героя пьесы, которого без лишнего драматизма, но так убедительно и проникновенно представил на сцене Михаил Барышников.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев